Рефераты. Организация государственной власти в Республике. Президент Республики Узбекистан. Органы представите...






Олий Мажлис из числа депутатов избирает комитеты и комиссии , которые ведут законопроектную работу, предварительно рассматривают и готовят вопросы, выносимые на рассмотрение Олий Мажлиса, непосредственно осуществляют его функции по контролю за исполнением и иных решений Олий Мажлиса.

Как структурные образования Олий Мажлиса комитеты и комиссии ответственны перед ним и подотчетны ему. Они избираются на весь срок полномочий Олий Мажлиса, но могут быть последним упразднены и реорганизованы ранее истечения этого срока. Перечень и численный состав комитетов и комиссий определяется Олий Мажлисом исходя из важнейших направлений экономической и социальной жизни общества.

Формируются комиссии и комитеты с учетом желания депутатов, их профессиональной подготовки, жизненного опыта, принадлежности к блокам депутатов и партийным фракциям.

Председатели комиссий и их заместители, секретари комитетов и комиссий, ка правило, работают на постоянной основе и на период своих полномочий не могут занимать какую- либо другую оплачиваемую должность, заниматься предпринимательской деятельностью.

Олий Мажлис и его Кенгаш могут образовывать для исполнения конкретных поручений временные комиссии , деятельность которых прекращается сразу же после выполнения ими возложенных на них задач.

Среди создаваемых Олий Мажлисом Парламентских комиссий особое положение занимает мандатная комиссия. Она проверяет полномочия депутатов Олий мажлиса, их деятельность по выполнению своих обязанностей, готовит вопросы, связанные с депутатской неприкосновенностью, с отзывом депутата или досрочным прекращением его полномочий. Заседания комитетов и комиссий, как правило, проводятся открыто с приглашением на отдельные из них представителей государственных органов и общественных объединений, специалистов и ученых, работников печати, радио, телевидения и других средств массовой информации.

Принимаемые комитетами и комиссиями решения носят рекомендательный характер, подлежат обязательному рассмотрению государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, в отношении которых они были приняты.

Узбекистан после провозглашения независимости сразу же заявил о своей приверженности правовой государственности и начал строительство свободного демократического общества. Однако, в первые, наиболее сложные перестроечные годы он объективно оказался неготовым формировать двухпалатный парламент. В республике не было ни опыта парламентской деятельности, ни развитой партийной системы, ни отвечающих требованиям времени кадров политиков, экономистов, юристов. Поэтому было принято решение на первое время ограничиться однопалатным парламентом.

Однако, в нынешних условиях, однопалатный Олий Мажлис оказался не в состоянии  эффективно решать проблемы, которые стоят перед Республикой, стала насущной задача создания двухпалатного парламента, тем более, что все необходимые для этого условия в стране сегодня созданы.

 Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан. Жакаргы Кенес является высшим представительным органом республики Каракалпакстан , осуществляющим законодательную власть. Жокаргы Кенес состоит из 75 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе срокам на пять лет.

К исключительным полномочиям Жокаргы Кенеса относятся : принятие Конституции и законов Республики Каракалпакстан, внесение изменений и дополнений в них; принятие государственных программ экономического  и социального развития Республики; назначение и освобождение от должности судей районных и городских судов на территории Каракалпакстана ; назначение и освобождение Прокурора Республики; законодательное регулирование вопросов административно- территориального устройства Республики; определение системы и полномочий республиканской и местных органов власти; осуществление иных предусмотренных Конституцией Республики Каракалпакстан полномочий.

Работа Жокаргы Кенеса возглавляется Председателем, который является Высшим должностным лицом Республики Каракалпакстан. Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, выносимых на сессии Жокаргы Кенеса, при нем создаются депутатские комитеты и комиссии.

      Кенгаши народных депутатов. Основу системы представительных органов власти составляют Кенгаши народных депутатов - самые представительные органы государства. Деятельность Кенгаши народных депутатов регламентируется законом «О государственной власти на местах», принятым Верховным Советом Республики Узбекистан 2 сентября 1993 года. К ведению Кенгаши народных депутатов Законом отнесено: обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан; формирование и использование местного бюджета, местных налогов, сборов, внебюджетных фондов; управление коммунальным хозяйством;  охрана окружающей среды; обеспечение регистрации актов гражданского состояния; принятие нормативных актов; решение других вопросов, относящихся к их компетенции в соответствии с Конституцией и Законами Республики.

Кенгаши народных депутатов обеспечивает осуществление общих для области, района, города задач  социально- экономического развития, исполнение на местах законов, иных решений Олий Мажлиса, указов Президента, решений Кабинета Министров, вышестоящих Кенгаши народных депутатов и хокимов, связь между органами государственной власти и управления Республики Узбекистан  и органами самоуправления граждан, привлечение населения к управлению областью, районом, управляет объектами собственности области, района, города. Кенгаши народных депутатов в пределах полномочий принимают решения, которые обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Кенгаши народных депутатов возглавляются хокимами, которые одновременно представляют собой исполнительную власть и воплощают в себе высшее должностное лицо области, района, города. Однако сегодня стоит вопрос о разъединении этих полномочий хокима, т.к. их соединение противоречит принципу персонального разделения властей.

Основной организационно - правовой формой работы Кенгаши народных депутатов являются сессии, которые созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

В целях обеспечения непрерывности работы Кенгаши народных депутатов, организации активного участия во всех делах Кенгаши при них создаются постоянные и временные комиссии, на которые возлагается рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Кенгаши. Они разрабатывают предложения для рассмотрения Кенгаши народных депутатов, подготавливают заключения по вопросам, выносимым на рассмотрение сессий, участвуют в организаторской работе по практическому осуществлению контрольных функций Кенгаши народных депутатов.

Государственная власть Кенгаши осуществляется через народных депутатов- полномочных представителей народа, призванных на основе его доверия выражать и защищать интересы населения, руководить делами государства, социально-экономическим развитием, направлять и контролировать работу государственного аппарата.

Как член представительного органа депутат не только наделен определенными правами, обеспечивающими его активное участие в деятельности Кенгаша народных депутатов. Государство гарантирует каждому депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защищает его права, честь и достоинство. Лица, посягающие на честь и достоинство депутата, подлежат административному и уголовному наказанию. В то же время депутат несет и определенные обязанности, за невыполнение которых он может быть привлечен к ответу соответствующим Кенгаша народных депутатов или отозван по решению большинства избирателей.


5.Избирательная система.

Понятие избирательной системы и ее принципы. Одним из характерных признаков государственной власти Республики Узбекистан является образование ее представительных органов путем выборов.

Мировая практика формирования государственных органов путем выборов имеет глубокие исторические корни. Первые сведения о них относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Выборы полномочных лиц государства имели место в Древнем Египте, в Древней Индии.

Широко распространены они были в Древней Греции и Древнем Риме. Выборы сословно-представительных органов практиковались в средневековой Франции, Испании, Англии, России, Германии. Идеи выборности главы мусульманской общины придерживались суниты и хариджиты.

Формирование государственной власти путем выборов стало одной из исключительных черт современной цивилизации. Ни одно демократическое государство мира сегодня не обходится без выборов.

Мировая практика позволила мировому Сообществу выработать определенные представления о сущности и принципах проведения выборов. Всеобщей Декларацией прав человека выборы рассматриваются как выражение воли народа по поводу образования представительных органов власти. Выборы согласно Декларации должны проводится при общем и равном избирательном праве, путем тайного - голосования или посредством других равнозначных форм обеспечения свободы голосования.

Эти международные стандарты получили закрепление в национальных избирательных системах государств - членов ООН, к числу которых, как известно, относится и Узбекистан, Однако избирательные системы этих стран не одинаковы, каждая из них имеет свои особенности.

Избирательная система Узбекистана слагается из правовых норм, во-первых, закрепляющих избирательное право т.е. право граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в представительные органы власти; во- вторых, регулирующих организацию проведения выборов и порядок подведения их итогов.

Избирательная система предмет конституционного регулирования. Общественные отношения, связанные с выборами Президента Республики Узбекистан, депутатов Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Советов народных депутатов областей, районов, городов регулируются прежде всего Конституцией, в частности нормами ее двадцать третей главы.

Конституция Республики стала правовой основой новой избирательной системы Узбекистана. На ее базе приняты законы «О выборах Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан », «О выборах в областные, районные, городские Советы народных депутатов», а также «О гарантиях избирательного права граждан», которые регламентируют весь избирательный процесс и утверждают демократические принципы избирательного права.

С принятием этих законодательных актов избирательная система страны стала подлинно демократической. Ее характеризует альтернативность выборов, свобода проведения избирательной кампании, свобода волеизъявления избирателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.