Рефераты. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности






p> Следует отметить, что Гражданский кодекс рассматривает общественные и религиозные организации под углом зрения участия их в имущественных отношениях. Деятельность общественных и религиозных объединений в определенных сферах регламентируется специальными Федеральными Законами.
Например, уже действует Закон РФ «Об общественных объединениях»[16] от 14 апреля 1995 года, а также Законы РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[17] от 8 декабря 1995 года, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[18] от17 августа 1995 года,
«О некоммерческих организациях»[19] от 8 декабря 1995 года, Закон РСФСР от
25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»[20].

0. Фонды

Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы. В п.1 ст.118 ГК РФ определяется понятие фонда лишь для целей правового регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридические лица.

Закон РФ от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях» ввел понятие фонда, определение которого сходно с указанным в Гражданском кодексе, но имеет и определенные отличия. По Закону возможно функционирование фондов как получивших государственную регистрацию, так и незарегистрированных. В последнем случае фонд не приобретает гражданской правоспособности. Кроме того, допускается создание иных видов фондов: частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других. Их создание, деятельность, реорганизация и ликвидация могут регулироваться соответствующими законами о фондах.

Фонд -некоммерческая организация, основанная на членстве его участников (учредителей), которые не обязаны участвовать в его деятельности, но лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Вместе с тем фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие-либо имущественные права (п.3 ст.48, пп.3 и 4 ст.213 ГК РФ).

Учредители (участники) фонда вынуждены доверять его органам во всем, что касается надлежащего использования имущества фонда. Фонд же должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные цели. Для контроля за деятельностью органов фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц (п.4 ст.118 ГК РФ), и публичного ведения фондом своих имущественных дел (п.2 ст.118 ГК РФ). В уставе фонда обязательно должны содержаться сведения о цели его деятельности и об органах фонда, включая попечительский совет. Там же устанавливается порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с обязательного согласия или утверждения попечительского совета). При отсутствии таких условий фонд не подлежит регистрации.

Имущественная база фонда составляется за счет взносов его учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью). Однако непосредственная предпринимательская деятельность фонда подвергается целевым ограничениям
(п.1 ст.49 ГК РФ). Она должна полностью соответствовать полезным целям деятельности фонда и быть необходимой для из достижения.

Основания ликвидации фонда определены законом (в том числе ГК РФ (п.2 ст.119)), а не его уставом. Фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке. К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания либо уклонение от этих целей в своей деятельности. Закон допускает и банкротство фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества после расчетов с кредиторами не подлежит распределению ни между учредителями или участниками фонда, ни между его должностными лицами (п.3 ст.119, п.4 ст.213 ГК РФ), а направляется на цели, предусмотренные его уставом и соответствующие задачам создания фонда.

0. Учреждения

Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.3 ст.120 ГК РФ).

К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Учитывая это многообразие, Гражданский кодекс не определяет наименования их учредительных документов: в одних случаях это может быть устав, а в других - общее положение об организациях данного вида
(п.1 ст.52). Исходя из многообразия видов учреждений, ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами (п.3 ст.120). Например, Законом РФ от 10 июля 1995 года
«Об образовании»[21], Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года[22], Основах законодательства
Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года[23] и др.

Будучи несобственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество (абз.2 п.1 ст.120, ст.296 ГК РФ). Оно не предполагает участия такой организации в предпринимательских отношениях, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных ее учредительными документами. Зато при недостатке у учреждения денежных средств для расчетов с кредиторами последние вправе предъявить требования к собственику-учредителю, который в этом случае полностью отвечает по долгам своего учреждения. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства учреждений.

0. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации или союзы рассматриваются пю1 ст.121 ГК РФ как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами.

Объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности участников и представление и защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме «компании одного лица») либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения и должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены (п.1 ст.121. ГК РФ)

Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность (п.3 ст.121 ГК РФ), сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью. Поэтому одно и тоже юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора и устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности объединения. В уставе определяется статус ассоциации или союза, включая порядок образования и компетенцию органов управления, условия и порядок реорганизации и ликвидации объединения и тому подобные вопросы (п.2 ст.52, п.2 ст.122 ГК РФ). Перечень обязательных требований, предъявляемых законом к учредительным документам ассоциации
(союза) (п.2 ст.122 ГК РФ), должен позволить четко определить структуру управления ею, включая порядок формирования и компетенцию ее органов, условия приема и исключения из объединения, а также порядок распределения и использования имущества, оставшегося после его ликвидации. Указанное в учредительных документах ассоциации (союза) фирменное наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности ее участников (с добавлением слова «ассоциация» или «союз»).

Выход из ассоциации (союза) допускается лишь по окончании финансового года с тем, чтобы до его окончания член ассоциации продолжал выполнять свои имущественные обязанности.

Ассоциация (союз) становится собственником имущества, переданного ей учредителями (п.3 ст.48, п.3 ст.213 ГК РФ), включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества. Данное имущество может использоваться ассоциацией только для достижения своих уставных задач в строгом соответствии с ее специальной правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся после удовлетворения претензий ее кредиторов, не подлежит распределению между учредителями или другими участниками. Он передается на цели, предусмотренные учредительными документами ассоциации, аналогичные целям ее создания и деятельности.

Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов, ибо по сути это означало бы ее участие в предпринимательской деятельности. Но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства объединения юридических лиц. Ответственность члена ассоциации (союза) по ее долгам сохраняется даже в случае выхода или исключения участника из данного объединения (п.2 ст.123 ГК РФ).

Заключение

Подводя итоги исследования, проведенному в данной дипломной работе, необходимо отметить следующие моменты.

В ходе работы над дипломным сочинением было рассмотрено двенадцать организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, существующих на сегодняшний день в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Анализ источников гражданского права, научной и справочной литературы помог выявить и сформулировать основные проблемы, затронутые в данной дипломной работе, попытаться найти пути их решения.

Систематизация организационно-правовых форм привела к образованию двух больших групп субъектов хозяйственной деятельности: коммерческие и некоммерческие организации.

В первой группе выделились коммерческие организации, имеющие государственную форму собственности и коммерческие организации, имеющие частную форму собственности. Организации государственной формы собственности представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Частная форма собственности нашла отражение в различных видах хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативах.

Во вторую группу вошли некоммерческие организации, среди которых можно назвать потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы юридических лиц.

Проведенный в ходе работы анализ выявил важнейшие черты, присущие вышеупомянутым субъектам хозяйственной деятельности и показал достоинства и недостатки каждого.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в создавшейся в России экономической ситуации наличие и плодотворное функционирование всех рассмотренных организационно-правовых форм одинаково важны для эффективного развития экономической системы страны.

Литература


0. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 г.

0. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая. Принят 12.10.1994 г. / Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32

0. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой.

-М., 1995

0. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик /Ведомости

Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №26

0. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от

9 октября 1992 года/ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ, 1992, №46

0. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

Верховного Совета РФ, 1993, №33

0. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ, 1990, №30

0. Закон Российской Федерации от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,

№5

0. Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного

Совета РФ, 1992, №18

0. Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации» / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ, 1990, №30

0. Закон Российской Федерации от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях» // Российская газета, 1995, 25 мая

0. Закон Российской Федерации от 10 июля 1995 года «Об образовании» //

Российская газета, 1995, 23 января

0. Закон Российской Федерации от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33

0. Закон Российской Федерации от 26 октября 1995 года «Об акционерных обществах» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1

0. Закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации» / Собрание законодательства Российской

Федерации, 1995, №50

0. Закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» / Собрание законодательства

Российской Федерации, 1995, №21

0. Закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях» // Российская газета, 1996, 24 января

0. Закон Российской Федерации от 10 апреля 1996 года «О производственных кооперативах»

0. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года «О некоторых мерах по обеспечению прав акционеров» / Собрание актов

Президента и Правительства РФ, 1993, №44

0. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» //

Российские вести, 1994, 16 июня

0. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» / Собрание законодательства

Российской Федерации, 1994, №11

0. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года

«О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов

(казенных фабрик, казенных хозяйств)» / Российская газета, 1994, 16 ноября

0. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федерации - М., 1996

0. Бизнес в России: универсальный юридический справочник предпринимателя. отв. ред. М.Ю. Тихомиров - М., 1996

0. Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М., 1992

0. Гражданское право. В 2 т. Учебник. Отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 1994

0. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. - М., 1995

0. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М., 1992

0. Мамай В. И. К понятию и признакам акционерного общества. // Государство и право. 1996. №11

0. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право Учебник для вузов: Курс лекций. -

М., 1994

0. Мильнер Б. Управление промышленностью: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1994. №9

0. Предпринимательское право: Курс лекций. - М., 1993

0. Суханов Е.А. Система юридических лиц // Советское государство и право.

1991. №11

0. Сыроедова О.Н. Новые тенденции в корпоративном праве США и российское законодательство об акционерных обществах // Государство и право. 1992.

№3

0. Тимохов Ю.А. Товарищества с ограниченной ответственностью // Государство и право. 1993. №1

0. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - М., 1994
-----------------------
[1] См.: Мильнер Б. Управление промышленностью: проблемы и решения //
Вопросы экономики. 1994. №9. С. 33
[2] См: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,
1992, №18.
[3] См.: Кашанина Т.В., 1996, С.36
[4] См.: Кулагин М.И., 1992, С.38
[5] См.: Суханов Е.А., 1991, С.42
[6] См.: Алёхин А.П., 1996, С.199
[7] См.: Российская газета, 1994. 16 ноября
[8] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №11
[9] См.: Тимохов Ю.А. 1993. С. 43
[10] См. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года «О мерах по обеспечению прав акционеров» / Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, №44
Ст.4192.
[11] См.: Закон РФ об акционерных обществах. / Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, №1
[12] См. : Гражданское и торговое право капиталистических государств.
М.,1992. С.150
[13] См.: Мамай В.И., 1996. С. 19
[14] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.
1990. №30
[15] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №50, а также: Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» /
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30
[16] Российская газета, 1995, 25 мая
[17] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №21
[18] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33
[19] Российская газета, 1996, 24 января
[20] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №5
[21] Российская газета, 1996, 23 января
[22] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993,
№33
[23] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992,
№46



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.