В области охраны собственности, защиты Отечества и многих других важных областях общественной жизни, одного морального или одного правового воздействия недостаточно.
На основании предмета регулирования ни в какой мере не говорит о том, что между нормами права и другими социальными нормами нет различия по их содержанию. Одни и те же общественные отношения имеют различные стороны, выступают в различных связях и удовлетворяют различные потребности общественно-исторической практики человека. В силу этого они нуждаются в регулировании различными социальными нормами и для различных целей. Нормы права регулируют общественные отношения, в этих случаях и в той части в которой они требуют государственного воздействия и закрепления путем надлежания их участников нормальными правами и обязанностями. Нормы нравственности регулируют эти же отношения в той части в которой они сознаются их участниками как отношения справедливые или несправедливые, что определяется воспитанием у людей общественного долга, понятия о чести, доблести, геройстве. Нравственные веления Формируются в таких случаях как и во всех иных случаях, в качестве общих принципов, осуждающих зло, неправду, не справедливость, в то время как правовые требования формируются в конкретных и формальных требованиях, правилах путем соблюдения и исполнения которых реализуются данные общественные отношения.
Учитывая, что право регулирует коренные и существенные отношения общественной жизни, от которых в той или иной мере зависит политическое господство данного класса и которые имеют государственное значение, можно сказать, что содержанием норм права является содержание деятельности государства по регулированию тех или иных общественных отношении, а содержанием социальных норм, в том числе норм нравственности, являются предметы общественной самодеятельности в этих же отношениях.
Таким образом, и при совпадении предмета регулирования социальных норм не сливаются, а различаются по-своему содержанию в зависимости от особенностей, тех сторон общественных отношении, которые они отражают и регулируют. Но совпадение предмета регулирования не всегда имеет место. Как правило, все те отношения, которые регулируется правом, регулируются и нравственностью.
Распространять действия права на поступки, регулируемые .нравственностью и не подлежащие правовому воздействию бывает не только не целесообразно, но и вредно. Это значит связывать людей правовой формальностью там, где нет в этом необходимости, возлагать на них правовую ответственность в том числе судебную за незначительные антиобщественные действия в отношении которых достаточно, например, родительского или товарищеского воздействия.
Таким образом, можно сказать мораль и право не совпадают по объему своего действия. Решение вопроса в области правового регулирования тех или иных отношении между людьми всегда определялось интересами господствующего класса, его стремлением укрепить посредством законодательства экономический базис своего господства. В итоге можно сказать, что правовые нормы по своему содержанию отличаются от других социальных норм тем, что они будут выражены материально обусловленной волей господствующего класса, регулируют наиболее существенные и коренные отношения общественной жизни путем официального их закрепления в форме прав и обязанностей людей. Классификация норм общежития по их содержанию не дает еще полного представления о их видовых признаках. Нормы права обладают также специфическими особенностями, учет которых имеет существенное значение. По формальным признакам правовые нормы отличаются от других норм социальных, во-первых, тем, что они устанавливаются или санкцианируются государством в строго определенном порядке. В то время как нормы нравственности и обычаи складываются в обществе постоянно в процессе общежития. Во-вторых, правовые нормы, выражают волю и правосознание господствующего класса, устанавливаются в определенных формах /знаках, указах, постановлениях и т.д./, служащих формальным основанием их общеобязательности. Эти формы придают правилам в них содержащимся официальное значение, в силу чего носит наименование источников права в формативном /юридическом/ смысле. Нормы же нравственности и обычаи содержатся в правосознании людей и не имеют определенной формы выражения. Нравственное сознание само по себе имеет нормативное значение. В-третьих, правовые нормы вводятся в действие отрицательно, они вступают в силу в точно установленное время. Нормы же нравственности и обычаи зарождаясь в известных слоях, распространяются постепенно, по мере их усвоения общественным мнением от дальних групп, организацией, по классам или общества в целом. Постепенно они и отмирают или заменяются в обществе более передовыми моральными требованиями и привычками. В-четвертых, обязательность правовой нормы является всеобщей и государственной. Это единый общегосударственный масштаб для всех или отдельных групп населения. В-пятых, претворение в жизнь правовых норм обеспечивается государственным присуждением. В. И. Ленин указывал, что "право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права". Возможность применения государственного принуждения является важнейшим признаком норм права. Для моральных же норм характерно общественною принуждение путем создания общественного мнения. Для обычая характерна привычка к соблюдению определенного правила. Государственное принуждение это не физическою принуждение к соблюдению нормы в каждом конкретном случае, а скорее угроза государства невыгодными последствиями в случае нарушения норм. В-шестых, особенность правовых норм состоит в том, что ни регулируют общественные отношения путем установления точно определенных прав и обязанностей их участников по отношению друг к другу. Правовых нормы отличаются исключительной регламентацией требований, запретов и дозволений. Правовая норма - это формально определенное правило. В то время как моральное правило является больше общим принципом для конкретного действия, правопритязания в норме права имеет определенные границы и правовая обязанность выполняется в определенных рамках. Моральная обязанность не имеет формальных определений. То же следует сказать и в отношении ответственности за нарушение норм права, которая заранее известна и устанавливается с учетом тяжести правонарушения. Ответственность за нарушение моральных норм заранее, не может быть предусмотрена, все зависит от формы и степени реакции общественности на антиморальные поступки.
Моральное воздействие не имеет строго определенных форм. Все эти формальные признаки норм права имеют весьма важное значение в упрочении правопорядка. В особенности велико это значение в государстве, основным методом деятельности которого является законность. В итоге можно сказать, что правовая норма в ряду социальных норм есть формальное правило поведения, установленное или санкционированное государством, оно выражает материально обусловленную государственную волю господствующего класса и обеспечивается государственным принуждением в целях охраны и регулирования наиболее существенных и коренных отношений общественной жизни, путем официального закрепления этих отношений в форме точно определенных прав и обязанностей их участников. Норма права в отличии от других норм является строго определенным правилом, установленным или санкционированным государством, правилом, выражающим обусловленную объективными законами государственную волю, обеспеченными государственными и общественными средствами, в целях регулирования наиболее существенных и коренных отношений социалистического общества, путем официального их закрепления в форме определенных прав и обязанностей участников этих отношений. Возлагая обязанности на субъекты общественной жизни, правовая норма создает известную необходимость действовать определенным образом в пределах нормы. Это могут быть действия или воздержание от них по требованию управомоченных лиц, организаций и учреждений. Пределы и порядок выполнения правовой обязанности так же строго регламентируется нормами права. Таким образом во всех случаях правом корреспондируют определенные обязанности и наоборот, обязанностям корреспондируют определенные права субъектов общественной жизни. Регламентация прав и обязанностей участников общественной жизни является необходимым условием активно-творческой роли правовых норм в регулировании общественных отношений. Однако одной регламентации прав и обязанностей участников общественной жизни недостаточно для активно-творческого воздействия правовых норм на те или иные общественные отношения. Регулирующая роль правовых норм состоит в том, чтобы вызвать определенные действия участников общественной жизни, которые; осуществляют обязанности, претворяют в жизнь требования правовых норм.
Выяснение пределов действия норм права есть проверка действия правовых норм во времени, пространстве и по отношению к лицам и учреждениям. Прежде всего надо выяснить вопрос о времени вступления правовых норм в силу. Законы, постановления и другие акты, указы и постановления общенормативного характера, в которых указан срок введения их в действие, вступают в силу на всей территории с указанного в них срока. Если же в них указано событие, к которому приурочено начало их действия, они вступают в силу с наступлением такого события. В случая отсутствия такого указания упомянутые акты вступают в силу на всей территории страны, одновременно по истечению десяти дней после их опубликования в газете, имеющей государственный статус.
Все другие акты не имеющие общенормативного характера вступают в силу с момента их принятия, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Законы, указы, постановления правительства, официально объявленные по радио или переданы по телеграфу, вступают в силу на общих основаниях, если в них не указан иной порядок введения их в действия. При применении правовых норм нужно исходить из общего правила в том, что поскольку закон вступил в силу, он всем известен. Незнанием закона нельзя отговариваться. Знание законов позволяет требовать от всех и каждого одинакового отношения к соблюдению правовых норм. В этом отношении она является существенной предпосылкой прочного правопорядка в стране. В противном случае пришлось бы специально доказывать в каждом конкретном случае знание гражданином или должностным лицом закона и равняться на случайные и субъективные факторы в применении норм права.
В праве действует принцип "закон обратной силы не имеет", то есть действие правовой нормы не распространяется на жизненные факты и события имевшие место до вступления в силу нормативного акта, в котором эта норма выражена, если об этом не сказано в самом нормативном акте.
Этот принцип вносит определенность в осуществление, правовых норм, а тем самым в общественные отношения, так как он точно устанавливает границы их начального действия . Он обеспечивает гражданам возможность сообразовать свое поведение с заранее установленными правилами, создает уверенность в том, что правомерные действия, совершаемые в рамках действующего права не будут признаны в последствии правомерными. Что сделанное сегодня - завтра не окажется не окажется незаконным.
Применение любой правомерной нормы есть реализация ее в правоотношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных фактов, с которыми правовая норма это связывает.
Юридический факт - это начальный и конечный момент в правоотношениях. Новый закон применяется с момента введения его в действие к тому фактическому составу, который сложился к этому времени и с которым новый закон связывает возникновение, применение и прекращение правоотношений. Уже возникшие правоотношения разрешаются в соответствии с теми правовыми нормами, а также уже возникшие и существующие правоотношения. Недействительность правоотношений может быть вызвана как с момента вступления нового закона в силу, так и с момента возникновения самого правоотношения.
В этом и состоит обратная сила закона, которая означает, что решение в отношении тех или иных жизненных фактов применяются по новым, а не старым законам, действовавшим во время возникновения и оформления.
Обратным действием закона называется такое его действие, когда новый закон применяется к фактам, имеющим место до его вступления в силу, а также, когда уже возникшие правоотношения новым законом признаются недействительными, с момента их возникновения или с момента издания нового закона или не изменяются в соответствии с новым законом. Для правильного применения правовой нормы нужно установить не только начальные, но и конечные моменты ее действия. В тех случаях, когда закон или другой правовой акт издается на определенный срок, он теряет силу по истечению этого срока. Но правовые акты как правило, создаются без обозначения срока их действия. В таких случаях они теряют силу в результате отмены или замены их другими актами, с указанием об этом в новых актах или без такого указания.
В последнем случае только путем сравнения нового акта со старым можно установить, в какой мере старый утратил силу интересам правопорядка более соответствует указание самим законодателем на акты, утратившие силу, так как в процессе применения весьма трудно бывает установить в какой мере новый акт отменяет прежний.
Существенно важным для применения правовых норм является выяснение территориальных /пространственных/ пределов их действия.
Вопрос имеет широкую юридическую и политическую основу. Он входит в сущность вопроса о суверенитете государства, его территориальном верховенстве и неприкосновенности. Территориальное действие правовых норм состоит в распространении их на поведение всех лиц и организаций, действующих в пределах государственной территории. Никаких изъятий из этого принципа не существует единство законодательства государства в целом и республик.
Закон имеет одинаковую обязательную силу на территории всех республик. Законодательство республики действует на территории данной республики, то не следует говорить о законах автономных республик, с той, существенной особенностью, что власть эти республики осуществляют на автономных началах.
К преступным деяниям применяются правовые нормы уголовных законов союзных республик на территории которых преступление совершено, независимо от места задержания виновного и рассмотрения дела судом. Во всех случаях необходима проверка действия правовой нормы в пространстве в целях правильного их применения в соответствии с интересами государства и граждан.
Так, всем, кто заключил договор о работе на Крайнем Севере, сроком не менее 3-х лет включается надбавка к заработной плате. Является ли эта надбавка постоянной к заработной плате? Да, это заработок временного характера.
При проверке действительности правовых норм на территории их действия следует учитывать и это следует подчеркнуть, что несмотря на наличие местных правовых норм у нас существует единый правовой режим для всех граждан на всей территории. С вопросом о действии правовых норм в пространстве тесно связан вопрос о их действии в отношении лиц, учреждений, организаций.
Нормы права в одинаковой мере распространяются на всех лиц, на все учреждения и организации, на территории государства.
Законы равно обязательны для всех без изъятия граждан и иностранцев. На территории нашего государства, есть только одно исключение в отношении иностранцев, пользующихся так называемым правом экстерриториальности.
В современном обществе равенство перед законом означает реальную возможность для всех и каждого независимо от национальности и расы происхождения, социального положения. Принимать активное участие во всех областях хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни.
Объем действия правовой нормы в отношении лиц, учреждений и организаций указываются, как правило, в соответствующем правовом акте. В иных случаях специальное действие правовых норм выясняется путем толкования. Действие правовых норм распространяется на граждан в тех случаях, когда они находятся вне пределов нашего государства. Так, за условные преступления, совершенные за границей, граждане или лица без гражданства, находящиеся в нашей стране, несут ответственность перед судом. В случае отбывания наказываются по приговору иностранного суда. Наше государство придерживается принципа, который гласит, что право преследования и наказания преступников, которые совершили преступление на территории данного государства, является суверенным правом данного государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шестаев Н.Н., Тульев И.Т. "Нормы права", 1992 год
2. Слободчиков Н.А. "Нормы права", Минск, 1992 год
3. Алексеев С.С., "Общая теория права", 1982 год
4. Лукашева Е.А., "Право, мораль, личность", 1986 год
5. Королев А..И., "Социальное и нормативное регулирование общественных отношений" Правоведение, 1987 год, ¹ 5
6. Архипов С.П., "Понятие юридического периода локальных норм права" Правоведение, 1987 год, ¹ 1
7. Бахрах Д.Н., "Действие прав нормы во времени". Советское государство и право, 1992 год, ¹ 2
Страницы: 1, 2