Монтескье подразделял государственные формы на республику (власть основана на добродетели, равенстве), монархию (основой власти является честь), деспотию (в основе власти лежит страх) и аристократию (принципом власти служит умеренность). Он считал, что формы государства зависят от территории, климата, других свойств географической среды. Идеальной формой Монтескье считал конституционную монархию английского образца, в которой, по его мнению, наилучшим образом объединяются все принципы правильного управления.
Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве должна принадлежать только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. В зависимости от того, одному человеку, группе людей или большинству народ передавал исполнительную власть, Руссо различал монархию, аристократию и демократию.
Концепции буржуазных теоретиков характеризуются тем, что формы государства они исследуют исключительно с юридических позиций. Об организации политической власти в целом судят по юридическому положению главы государства.
Один из виднейших юристов Запада XX века Я.М.Магазинер, например, в своей книге “Общее учение о государстве” в зависимости от полноты власти с одной стороны монарха, с другой стороны - народа различает 8 основных форм правления:
· деспотия - юридически не существует органа, который бы содействовал монарху в осуществлении суверенной власти;
· самодержавие - юридически имеется орган, содействующий осуществлению суверенной власти монарха (например, Государственный Совет, Совет Министров);
· дуалистическая монархия - политику правительства определяет монарх (конституционная монархия в узком смысле слова);
· парламентская монархия - политику правительства определяет парламент;
· парламентская республика - политику правительства определяет парламент;
· президентская республика (или дуалистическая) - политику правительства определяет президент;
· представительственно-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует парламент с окончательной законодательной властью;
· чисто-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует правительственный Совет с законосовещательными функциями.
Данная классификация охватывает лишь основные формы и не включает переходных, смешанных и даже замаскированных форм.
А.И.Денисов дает иную классификацию форм государства. В его трактовке формы в основном подразделяются на монархии и республики.
Монархия - форма правления, характеризующаяся следующими юридическими признаками:
· бессрочность власти монарха;
· занятие трона по праву родства;
· представительство государства не по поручению, а по собственному праву;
· безответственность монарха.
Монархии подразделяются на деспотические (примером может служить рабовладельческая монархия, в которой власть монарха обожествлялась), абсолютные и ограниченные (власть короля ограничена либо сословно-представительским органом, либо парламентом).
Республика - форма правления, отличающаяся следующими юридическими признаками:
· ограниченность срока полномочий власти;
· выборность главы государства;
· представительство по поручению парламента и избирателей;
· ответственность главы государства.
Республики подразделяются на аристократические (властвует меньшинство) и демократические (источником власти является народ или его большинство).
Формы государственного устройства Денисов поделил на унитарные (государство разделено только на административно-территориальные единицы), федерации (союзное государство, объединившее два и более государств) и конфедерации (объединение юридически независимых государств).
Я привела лишь несколько наиболее ярких примеров возможного подхода к классификации форм государства.
Классификация государственных форм имеет большое научное и практическое значение, а потому составляет важную задачу теории государства и права.
В основу классификации, на мой взгляд, следует положить в качестве критерия понятие формы государства как единства трех ее основных сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Классификация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления государство является монархией либо республикой.
Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.
Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а потому срочной и юридически ответственной.
По форме государственного устройства государство может быть простым и сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Сложное государство имеет в своем составе такие части.
По политическому режиму государства можно разделить на демократические и антидемократические.
Демократическое государство - такое, в котором власть исходит от большинства, обладающего правом направлять государственную политику.
Антидемократическое государство - такое, где власть исходит от меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах государства.
Разобравшись с вопросом, что включает в себя понятие формы государства и каковы его составные части, мы можем перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления.
Под формой правления, как уже было сказано выше, мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.
Более того, не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией, о чем более подробно пойдет речь далее. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.
В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем монархические формы правления.
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5