Рефераты. Международная защита прав человека






Международная защита прав человека

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Кафедра теории и истории государства и права

Международная

Защита прав человека

Курсовая работа по теории государства и права

Студентки 2-го курса, группы Ю-201/ЗО

Колесовой Анастасии Александровны

                                                                               Научный руководитель - д.ю.н.

                                                                           Ст. преп. Симоношвили Л. Р.
















Москва- 2005

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….............2

2. Понятие и сущность прав и свобод человека……………………………..3

3. Способы прав и свобод человека…………………………………………..4

    Защита права на свободу…………………………………………………...4

    Защита публичных свобод…………………………………………………7

    Защита свободы выражений мысли и мнения……………………............8

    Защита права на равенство………………………………………………...8

    Защита права на собственность……………………………………………9

    Защита права на неприкосновенность личности………………………..10

    Юридическая защита личности…………………………………………..13

4. Особенности международных прав и защит человека………………….15

5. Вывод………………………………………………………………………16

6. Библиографический список………………………………………………18

7. Список используемой литературы……………………………………….20

    Нормативный материал……………………………………………...........20

Литература…………………………………………………………………20

   

Введение

     Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

     Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

     Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

     Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка.      Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

     Анализ содержащихся в них норм, а также структура и компетенции международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы.

Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина, Б.Г.  Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других авторов.

     Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека - одно из необходимых условий построения правового государства.

     1. Понятие и сущность прав и свобод человека

     Права человека имеют сложную структуру.  Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина»,  «права» и «свободы» человека,  «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

     Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

     Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28 КРФ); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29 КРФ); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37 КРФ). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

     Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.        

     Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства

     2. Способы прав и свобод человека

     Защита права на свободу

    Свобода личности. Право личности на свободу это право ин­дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых име­ет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

1. Право беспрепятственного передвижения.

2. Право на частную жизнь.

3. Право на семейную жизнь.

4. Право располагать своим достоянием.

     Последние две разновидности прав по существу лишь модифи­цируют право на частную жизнь.

     Защита свободы передвижения. "Каждый, кто законно находит­ся на территории Российской Федерации, имеет право свободно пе­редвигаться, выбирать место пребывания и жительства". (Ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следова­тельно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформули­рованным в следующей форме: "Свобода передвижения есть принцип конституционного значения" (решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность лич­ности.

     "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Фе­дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятс­твенно возвращаться в Российскую Федерацию" (Ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже­ния не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Сравнение: в Конституции Франции это право не закреплено, однако согласно ратифицированным международным соглашениям ( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской кон­венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена  защита этого права.  Кроме того,  на мой взгляд, это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года.  И  существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет.

    В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ доста­точно четко ( даже если сравнить её с Конституцией Франции) за­щищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточ­но конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

     Защита права на частную жизнь. "Люди рождаются и остаются свободными" (ст. 1 Декларации 1789 года). А поскольку человек волен, жить так, как ему нравится, то и нет надобности в специ­альной регламентации дозволений; напротив, необходимы законы, где перечислялись бы основания для ограничения свободы (неоднок­ратно уже упомянутый принцип либерализма - "свобода и закон"), а тогда закономерен вопрос о том, каковы же пределы законода­тельного вмешательства в эту сферу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.