Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение и другие.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.
Представительным и законодательным органом России является Федеральное собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.
Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.
4.2. Исполнительные органы государственной власти
Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначение членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и правом «вето».
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Полномочия президента заключаются в следующем: принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; ратифицирует международные договоры и соглашения; является главнокомандующим вооружёнными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право: распустить парламент, прервать сессию или отложить её созыв; отказать в одобрении проекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.
Наиболее широкими правами властными полномочиями обладает глава в президентских республиках. Так в США президент имеет право назначать и смещать министров, а также всех высших гражданских и военных чиновников. В парламентских республиках президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально её осуществляет глава правительства.
По конституции РФ Президент России как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трёх основных ветвей власти.
Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. который непосредственно осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером.
По вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издаёт правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, а в федеративных государствах – общефедеральное правительство и правительства членов федерации.
Согласно Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента.
Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечить безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.
4.3. Судебные органы государственной власти
Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону « О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционирование арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.
Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
4.4. Местные органы государственной власти и местного самоуправления
Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Местные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.
Используемая литература
1. Конституция РФ. М.: Изд-во «Экзамен», 2001
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1999.
3. Конституция РБ. М.: Изд-во «Экзамен», 2001
4. Право и политика современной России. М.: Былина, 1996.
5. Марченко. Теория государства и права. М., 1997.
6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., Изд-во «Спарк» 2000.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – Курс лекций. М., Изд-во «Юристъ». 2001.
8. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие. М., 2000.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М., 1998.
10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., Изд-во «Юрайт» 2001.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под редакцией Стрекозова В.Г. М., 2000.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под редакцией Редько Т.Н., М., 1998.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., Изд-во «Новый Юрист». 1998.
14. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., Изд-во «Юристъ». 1996.
15. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., Изд-во «Юристъ». 1994.
16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник М., Изд-во «Норма». 1998.
17. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1997.
18. Слободчиков Н.А. Теория государства и права в определениях и схемах. Учебное пособие. М., 1995.
19. Большой юридический словарь. CD-ROM Юридическая литература. Изд-во «Новый учебный год» М., 2001.
20. Словарь терминов на 80000 слов. CD-ROM Юридическая литература. Изд-во «Новый учебный год» М., 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4