Рефераты. Механизм государства






Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек­тива государственных служащих. Например, Федеральное Со­брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во­площаться в одном лице, занимающем государственную долж­ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене­ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на­значение в структуре ме­ханизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза­имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации[15].

 В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза­тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать[16].

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен­ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис­сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен­ность перед представительными органами государственной власти – съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону – Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще­ствовала практика привлечения к кол­лективной судебной ответственности ра­ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол­нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре­вращением их в "высшие исполнительно-распоряди­тельные органы" (по Кон­ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра­вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель­ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от­носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас­нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво­дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы­делялся особый ее вид  – конституционная ответственность или ответствен­ность, установленная нормами госу­дарственного нрава. В последние десятиле­тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране[17].

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую­щей сис­темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион­ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе­чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России[18].



4. Структура государственного аппарата

современного российского государства


Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст­венного механизма.

Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего сис­темного анализа, основу которого составляет иссле­дование категорий струк­туры и функций в их органической вза­имосвязи. В соответствии с этим струк­тура механизма государст­ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель­ностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современ­ного Россий­ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов – государственных органов и их сис­темных образований, как они закреплены в Конституции РФ  (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го­судар­ственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе­ния властей структурные подразделения государственного меха­низма и учитывая выпол­няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ­ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под­системы) органов, образующих механизм современного Российского госу­дар­ства.

                       4.1. Президент Российской Федерации


С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти­туции РФ Прези­дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от­носится непо­средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль­ной Конституции, прав и свобод человека и граждани­на. В установленном Ос­новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее незави­симости и государственной целостности, обеспечи­вает согласо­ванное функционирование и взаимодействие органов государст­венной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федераль­ными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства. Он как глава государства пред­ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от­ношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Воору­женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по­ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези­дент осуществляет руководство Воо­руженными Силами Россий­ской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред­седателя Правительства и дру­гих высших должностных лиц госу­дарства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все­общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу­цией соответствующей республики[19].

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна­чи­тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра­тиче­ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре­зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен­ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол­но­мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи­лась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, харак­терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два обстоятельства;

1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре­зидент­ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент­ской, и пар­ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре­зидентской рес­публики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе­ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво­их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен­ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за­висит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон­сти­туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от­реше­ния Президента от должности являются совершение им государствен­ной из­мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу­ции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает такие основания для по­ста­новки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, спо­соб­ный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получа­ется, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности[20].


4.2. Органы представительной и законодательной власти


Предста­вительным и законодательным органом России является Феде­ральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Феде­рации и Госу­дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно­го и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес­сиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор­ганом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со­вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде­ляется федеральным законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.