Рефераты. Местное самоуправление






            Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельные государственные полномочия. Российский и Республиканский законодатели к вопросам местного значения относят:

Ø   организацию местного самоуправления в муниципальном образовании, её правовое

 закрепление в уставе муниципального образования. Каждое муниципальное образование, решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельно разрабатывает и принимает устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением;

Ø   правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного само-

управления, значительная часть норм которого закладывается в уставе муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, регулируют планировку и застройку территории муниципального образования, регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения и др.;

Ø   управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплек-

сного социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения; принимают планы и программы развития муниципального образования; решают задачи комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования;

Ø   организацию, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений,

связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах, (подробный перечень которых содержит статья 7 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»);

Ø   осуществление контроля за соблюдением правовых актов муниципального образования,

участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования. Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общепринятых правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на их территории, охраны окружающей среды и т.п.

            Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Законами субъектов РФ разграничиваются предметы ведения муниципальных образований в том случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования (ч. 3 ст. 7 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).


Полномочия местного самоуправления. 

            Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе народовластия, использует понятия: «полномочия местного самоуправления» (ст. 12), «права местного самоуправления» (ст. 133). Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, т.е. этот термин в равной степени охватывает права и обязанности.

            Следовательно, под полномочиями местного самоуправления нужно понимать закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

            Полномочия местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований. Населению муниципального образования принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме. Населению принадлежит право определять структуру органов, а также устав местного самоуправления непосредственно или через своих выборных представителей. Население , в соответствии с уставом муниципального образования, в праве отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления и др. , в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

            Во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. (Более подробное описание этих полномочий, в привязке к Республиканскому законодательству, было рассмотрено нами в п.4 данного параграфа).

            Естественно, полномочия местного самоуправления делятся на две группы:

1.   «Собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признаёт за муниципальным образованием государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2.   Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

            Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами или уставами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и оговорёнными условиями и порядком контроля государственными органами за осуществлением данных полномочий органами местного самоуправления.


6. Основы местного самоуправления.


            Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определённых предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальные, организационную, финансово-экономическую.

Правовая основа местного самоуправления. 

            Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Например, Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» от 17 ноября 1998 г. в статье 2 устанавливает, что правовой основой местного самоуправления в Республике Хакасия являются:

            Конституция Российской Федерации;

            федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

            Конституция Республики Хакасия;

            законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия;

            уставы муниципальных образований.

            Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении, поскольку, как указывалось ранее в этой работе, её основные принципы и положения легли в основу российского законодательство о местном самоуправлении.

            Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления ¾ устав муниципального образования, который является совершенно новым понятием в юридической практике и теории в нашей стране. Федеральный и республиканский законы о местном самоуправлении устанавливают, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 указанных законов определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии с Законом, устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с законодательством. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Практически устав ¾ это местное законодательство, разработанное самим населением непосредственно или через выборные органы муниципального образования, а не закон, как было раньше, «спущенный» государством сверху. Государство имеет право вмешаться в процедуру создания устава только в случае, если положения устава противоречат законодательству РФ или её субъектов. Для этого предусмотрена процедура государственной регистрации устава муниципального образования. Устав может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан и вступать в силу только после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) (ст.8 ч.3-5 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Территориальные основы местного самоуправления. 

            Конституция Российской Федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций». Конституция, таким образом, не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством, но и не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.

            Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вслед за Гражданским кодексом РФ (ч. 1) ввёл понятие в наше законодательство: «муниципальное образование». Поэтому осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию новый Закон связывает не с административно-территориальными единицами (что не исключает осуществление местного самоуправления в их границах), а с муниципальными образованиями, на территории которых  и осуществляется местное самоуправление.

            Закон не содержит также (в отличие от ранее действовавшего закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление. Например, статья 12 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», во-первых устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Хакасия. Во-вторых, Закон называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление: города республиканского значения, города районного значения, поссоветы, сельсоветы и иные территории. Закон также относит к муниципальным образованиям и часть поселения. Речь идёт прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в п. 3 рассматриваемой нами статьи Закона. Таким образом, Закон, по существу, закрепляя те же территориальные единицы, которые были и в предшествующих законах основами местной власти, оставляет этот перечень открытым и не связывает его жёстко с административно- территориальным делением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.