Рефераты. Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика







 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


Эффективно и бесперебойно может функционировать лишь государство, обеспечивающее индивидуумам возможности выбора и самореализации в той мере, в какой это не противоречит интересам социума в целом. Степень такой эффективности определяется тремя основными параметрами[24]:

·        мерой соответствия принципа законности реальной практике;

·        трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;

·        причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.

При всей сложности определения эффективности управления в демократических условиях, можно свести все к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления - политическому и экономическому:

1.    обеспечение единства государства, при всей неизбежности возникающих в нем конфликтных ситуаций;

2.     постоянное обновление экономики, более или менее быстрое, в зависимости от склонности различных сплоченных социальных групп к переменам или к сохранению старых порядков.

Причинами несовершенства государственного управления в условиях демократического правления сводятся к трем основным моментам:

·        избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некоего влиятельного меньшинства;

·        избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;

·        недостаток, ограниченность свободы принятия решительных мер в критических ситуациях: это затрудняется несогласованностью интересов различных общественных движений.

Строительство либерального государства зависит не только от намерений и образа мышления правящих кругов. Оно также зависит от способа распределения власти в обществе. Вероятность формирования либерального строя крайне невелика в отсутствие достаточного числа хорошо организованных, активных и независимых социальных групп, которые путем угроз и переговоров заставляют государство делать свое поведение предсказуемым[25].

Для создания либерального государства должны совпасть два условия: у правящей верхушки должны иметься стимулы сделать собственные действия предсказуемыми, а у предпринимателей – стимулы стремиться к установлению общих правил, вместо заключения специальных сделок. Строительство либерального государства исторически зависело от распределения богатства среди широких слоев населения – куда более широких, чем мы наблюдаем в России в настоящее время, – что делало применение силы менее привлекательным вариантом для правительства, нежели переговоры с налогоплательщиками. Совершенно очевидно, что либерализм не получит поддержки у подавляющего большинства россиян в настоящее время, у которых нет собственности, нет средств на то, чтобы насладиться свободой передвижения, и нет никакой заинтересованности в свободе печати[26].

Список литературы

 

1. Нормативные акты


1.     Конституция Российской Федерации. – М.: Спарк, 2002. – Гл. 1. ст. 1, 2.

2.     Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Л.А.  Окунькова. – М.: БЕК, 2000. – 280 с.



2. Специальная литература

1.           Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Фонд «Открытое общество», 1993. – 224 с.

2.           Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. – 1993. - № 7. – С. 95-98.

3.           Вехорев Ю.А. Типология государства. Цивилизационные типы государства// Правоведение. – 1999. - № 4. – С. 115-117.

4.           Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимального сценария // Федерализм. – 2001. – № 2. – С. 27-31.

5.           Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М: ЮКЕА, 2002. – 832 с.

6.           Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 256 с.

7.           Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России //Правоведение. – 1998. - № 1. – С.  130-131.

8.           Клименко А.В. Характеристики либеральной экономики и либерального государства// Ломоносовские чтения: Тез. докл. – М., 2000. – С. 78-80.

9.           Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие.  – М.:Ось-98, 1998. – 325 с.

10.       Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. – 2002.  -  № 1. – С. 195-205.

11.       Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения: историческая и общественная мысль. – Волгоград: Лидер, 1998. – С. 112-115.

12.       Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2001. – 452 с.

13.       Мушинский В. Азбука политики. – М.: Авангард, 2002. – 278 с.

14.       Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 93-96.

15.       Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – 423 с.

16.       Цыганков А.П. Современные политические режимы. – М.: Фонд «Открытое общество»,1995. – 316 с.

17.       Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юристъ, 1999. – 438 с.

18.       Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: БЕК, 2001. – 629 с..


[1] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Фонд « Открытое общество», 1993. – С. 131.

[2] Мушинский В. Азбука политики. – М.: Авангард, 2002. – С. 54.

[3] Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – С. 159.

[4] Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. – М.: Инфра-Н, 1999. – С. 160.

[5] Цыганков А.П. Современные политические режимы. – М.: Фонд «Открытое общество», 1995. – С. 153.

[6] Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. – 2002. - № 1. - С. 199.

[7] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. – 1993. - № 7. – С. 97.

[8] Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 34.

[9] Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М.: ЮКЕА, 2000. – С.  371.

[10] Цыганков А.П. Указ. Соч. С. 163.

[11] Там же. С. 165.

[12] Кудрявцев Ю.А. Указ соч. С. 197.

[13] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. – М.: Ось-98. – С. 6.

[14] Теория государства и права/ Под ред А.В. Венгерова. – М., 1999. – С. 66.

[15] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК, 2001. – С. 68.

[16] Комарова В.В. Указ. соч. С. 9.

[17] Там же. С. 9.

[18] Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России// Правоведение. – 1998. - № 1. – С. 132.

[19] Клименко А.В. Указ. соч. С. 80.

[20] Цыганков А.П. Указ. соч. С 207.

[21] Мушинский В. Указ. соч. 45.

[22] Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.:БЕК, 2000. – С. 6.

[23] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: БЕК, 2001. – С. 156.

[24] Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 93.

[25] Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимально сценария // Федерализм .- 2001. - № 2. – С. 29.

[26] Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения. – Волгоград: Лидер, 1998. – С. 115.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.