Рефераты. Лекции (часть) по теории государства и права
Его признаки:
1)
существует возможность (не обязанность)
определенного поведения,
2)
мера возможного
поведения,
3)
осуществляется в интересах того лица, которому
оно принадлежит ,
4)
обеспечивается реализацией юридической
обязанности .
Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения
субъектов правоотношений.
Его признаки:
1)
нет альтернативы :
поведение необходимое, должное,
2)
мера такого поведения,
3)
исполняется в интересах управомоченного лица ,
4)
в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспечивается
гос. принуждением .
Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе.
Их виды:
1)
общий правовой статус
(статус лица как гражданина, меняется с изменением Конституции),
2)
специальный правовой
статус (отражает особенности правового положения в связи с принадлежностью к
определенной социальной группе),
3)
индивидуальный правовой
статус (отражает особенности правового положения отдельной личности в обществе,
изменяется постоянно).
Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает правоотношение, на что направлены
субъективные права и юр. обязанности его участников.
Варианты подходов к рассмотрению объектов
правоотношения:
1)
монолистический (один объект правоотношений –
поведение человека),
2)
плюралистический (существуют различные объекты
правоотношений:
a.
предметы материального мира (вещи),
b.
продукты духовного творчества,
c.
личные неимущественные блага (здоровье и т.п.),
d.
поведение участников правоотношений (действия,
бездействия),
e.
результат поведения участников правоотношений.
Юридические факты
– конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают
возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.
Их классификация:
-
по видам последствий :
o
правообразующие,
o
правоизменяющие,
o
правопрекращающие ,
-
по связи с волей участников правоотношений :
o
события (юр. факты, не
связанные с волей участников данного правоотношения):
§
абсолютные события (не
связаны с волей человека, естественные природные явления, которым придается
юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на
общественные отношения),
§
относительные событи я
(возникают по воле человека, который, однако, не становится участником данных правоотношений),
o
действия (юр.факты,
возникающие в связи с волей хотя бы одного из участников данных
правоотношений):
§
правомерные действия:
·
юридические акты
(правомерные действия, совершенные с намерением породить определенные
последствия),
·
юридические поступки
(правомерные действия, совершенные без намерения породить юр. последствия, но
предусмотренные законом),
§
неправомерные действия:
·
правонарушения,
·
объективно-противоправное поведение .
Виды правовых отношений :
-
по отрасли права :
o
конституционно-правовые,
o
гражданско-правовые,
o
семейно-правовые,
o
и т.п.
-
по функциям права :
o
регулятивные,
o
охранительные,
-
по способу индивидуализации субъекта :
o
общие (связи между
участниками основаны на общих правах и обязанностях, не требуют
индивидуализации),
o
конкретные (правовые связи,
хотя бы один субъект которых поименно определен: покупатель, продавец …):
§
абсолютные (поименно
определена одна сторона – носитель субъективного права, все же остальные без
исключения участники правоотношения являются обязанными: например, отношения собственности),
§
относительные (поименно
определены все участники: и носитель субъектного права, и носитель юридической
обязанности).
Понятие и формы Реализации норм права
- воплощение требований юр.норм в правомерном
поведении субъектов правоотношений.
Ее формы:
-
по характеру правореализующих действий и виду
реализуемых норм:
o
соблюдение (для запрещающих норм права: субъект
должен вести себя пассивно, т.е. НЕ совершать действий, указанных в запрещающих
нормах),
o
исполнение (для обязывающих норм: субъект должен
совершать те действия, которые предусмотрены обязывающей нормой),
o
использование (для уполномочивающих норм: субъект
может вести себя либо активно, либо пассивно),
o
применение (в гос.учреждениях),
-
по субъекту реализации нормы права:
o
индивидуальная реализация нормы права (достаточно
усилий отдельно взятых лиц),
o
коллективная реализация нормы права (например,
выборы),
o
индивидуально-коллективная реализация нормы права
(например, защита прав потребителей).
Применение норм права как особая форма
реализации норм права: понятие, признаки, необходимость.
Применение норм права –
государственно-властная организующая деятельность компетентных гос. органов,
должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации норм
права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуального
правового акта (акта применения).
Его признаки:
1)
обязательно властная деятельность,
2)
творческая деятельность
(необходимо создать акт применения норм права),
3)
организующая деятельность (субъект правоприменения
должен создать условия для развития отношений в русле закона),
4)
осуществляется в специальных установленных
законом процессуальных формах ,
5)
состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно
конкретного субъекта, конкретной ситуации ,
6)
деятельность завершается вынесением
правоприменительного акта .
Необходимость правоприменения возникает в
следующих случаях :
1)
совершено правонарушение и необходимо возложить на
нарушителя юр.ответственность,
2)
предусмотренные юр.нормами субъективные права и
юр.обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной
деятельности/бездеятельности государственно-властных организаций,
3)
возник спор о праве и необходимо защитить чье-то
субъективное право,
4)
необходимо осуществить предусмотренный законом
контроль за правильностью приобретения субъективных прав и возложения
юр.обязанностей.
Стадии применения норм права :
1)
установление и анализ фактических обстоятельств
дела :
a.
определяется круг юридически значимых фактов,
b.
добытые факты собираются и процессуально закрепляются,
c.
факты исследуются на предмет их достоверности и
достаточности (анализ гипотезы норм),
d.
факты оцениваются с точки зрения их
истинности/ложности,
2)
выбор и анализ норм права («юридическая
квалификация») :
a.
находится форма, рассчитанная на данное фактическое
обстоятельство,
b.
проверяется правильность текста нормативного
правового акта,
c.
проверяется подлинность нормы, ее действие во
времени, в пространстве и по кругу лиц,
d.
уясняется смысл применяемой нормы,
3)
принятие акта применения :
a.
готовится проект правоприменительного акта,
b.
проверяется соответствие проекта правовому
предписанию,
c.
акт правоприменения издается,
d.
акт правоприменения доводится до адресата,
4)
контроль за реализацией .
Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых
обусловлена развитием общественных отношений и потребностью практического
решения дела.
Виды причин
возникновения пробелов в праве :
1)
причины субъективного характера (связаны с
волей законодателя, его компетентностью),
2)
причины объективного характера (связаны с
изменчивостью общественных отношений).
«Институт
аналогии» - совокупность приемов по преодолению
пробелов в праве через:
-
аналогию закона
(правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы
закона, который регулирует отношения, сходные с рассматриваемыми по
существенным признакам . Разновидность аналогии закона – субсидиарное
применение права – правоприменительное решение принимается на основании
сходной нормы, заимствованной из другой нормы права),
-
аналогию права
(правоприменительное решение принимается на основе принципов права, т.к.
сходная норма в законе отсутствует)
Акт применения
норм права (правоприменительный акт) – индивидуальное
государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного
юр.дела.
Его признаки :
1)
принимается компетентным органом,
должностным лицом, уполномоченной общественной организацией,
2)
носит обязательный характер,
3)
индивидуализирует норму права применительно к конкретным
лицам и конкретной ситуации,
4)
как правило имеет документальную форму,
5)
выступает юридическим фактом .
Виды
правоприменительных актов :
-
по субъекту правоприменения :
o
акты законодательной власти,
o
акты исполнительной власти,
o
акты правосудия ,
o
акты контрольно-надзорных органов ,
-
по отраслевой принадлежности :
o
акты уголовного права,
o
акты гражданского права,
o
и т.д.,
-
по форме внешнего выражения :
o
документально
оформленные акты,
o
конклюдентные :
§
действия,
§
символы,
-
по наименованию :
o
указ,
o
постановление,
o
решение,
o
и т.д.
Сходство нормативных правовых актов и
правоприменительных актов :
1)
являются правовыми актами,
2)
принимаются компетентными органами,
3)
носят государственно-властный характер,
4)
обладают юридической силой,
5)
их реализация обеспечивается мерами гос.
принуждения.
Различия между нормативными правовыми
актами и правоприменительными актами:
нормативный
правовой акт
правоприменительный
акт
содержит
нормы права
содержит
индивидуальное предписание
обращен
к неопределенному кругу лиц
обращен
к персонально указанным в них лицам
возможно
многократное применение
действует
один раз
имеет
документальную форму внешнего выражения
может
быть выражен не только документом
юридическим
фактом не является
является
юридическим фактом