Рефераты. Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века






p> 3. Рынок

На основе растущей специализации мелкотоварного ремесла (и отчасти сельского хозяйства) началось складывание всероссийского рынка. Если в
XVI в. и ранее торговля велась, главным образом, в пределах одной округи, то теперь торговые связи начали устанавливаться по всей стране. Важнейшим торговым центром являлась Москва. Обширные торговые операции совершались на ярмарках. Самыми крупными из них были Макарьевская под Нижним Новгородом и
Ирбитская на Урале.

Оптовая торговля находилась в руках крупного купечества. Верхушку его составляли гости, купцы гостиной и суконной сотен. Они освобождались от податей, посадских служб, постоя войск, имели право приобретать вотчины.
Гости даже могли по торговым делам выезжать за границу. (Все прочим подданным Российского государства, кроме купцов, выезд за границу был закрыт). В розницу торговали мелкие лавочники или разносчики.

Россия вела обширную внешнюю торговлю. Основной спрос на импортные товары предъявляли царский двор, казна, верхушка служилых людей.

Со странами Востока торговали по Каспию и Волге. Центром восточной торговли была Астрахань. В Россию ввозились ковры, ткани, особенно шелк.

Из Европы Россия импортировала металлические изделия, сукна, краски, вина. Русский экспорт составляли пенька, лен, пушнина, кожи, сало и др. продукция сельского хозяйства и лесных промыслов.

Торговля со странами Европы была затруднена отсутствием выходов к
Балтийскому и Черному морям. Единственным морским портом России был
Архангельск, 8 месяцев в году находящийся подо льдом. На его долю приходилось 3/4 внешнеторгового оборота России. Со странами Восточной
Европы торговали по суше - через Смоленск, со Швецией - через Псков и
Новгород. Внешняя торговля была в основном в руках иностранных купцов, так как русское купечество не имело ни кораблей, ни достаточных капиталов, ни необходимой для внешнеторговых операций организованности. Иностранное купечество проникало и на внутренний рынок России.

Под давление купечества правительство в 1653 г. приняло Торговый
Устав, заменивший многочисленные торговые пошлины единой пошлиной в размере
5% стоимости товара. Пошлина с иностранных купцов была повышена до 6%, а при продаже их товаров не в Архангельске, в внутри страны - 8%. В 1667 г. по инициативе видного государственного деятеля А.Л. Ордина - Нащокина был принят Новоторговый Устав. Отныне иноземные купцы должны были платить двойную пошлину за продажу товаров внутри России, могли вести только оптовую торговлю и продавать свои товары только русским. Торговля в России между иностранцами была запрещена. Новоторговый устав защищал русское купечество от конкуренции и увеличивал доходы казны. Таким образом, экономическая политика России становилась протекционистской. Расцвет протекционизма пришелся уже на следующую эпоху - царствование Петра I.

4. Окончательное установление крепостного права

В середине XVII в. окончательно оформилось крепостное право. Процесс его становление шел с 80-х гг. XVI в., когда были введены заповедные лета.
В 1597 г. был установлен 5-летний сыск беглых (т.н. "урочные лета"). В
1607 г. В. Шуйский увеличил его срок до 15 лет. Но в обстановке Смуты это продление сыска не удалось реализовать. В течение практически всего царствования М.Ф. Романова сохранялся 5-летний сыск. Служилые люди упорно добивались отмены "урочных лет" и бессрочного сыска. Однако правительство не шло на это, опасаясь недовольства крестьян. К тому же рост продолжительности сыска был невыгоден крупным землевладельцам, в вотчинах которых нередко укрывались беглые. Лишь в 1645 г. был установлен 10-летний сыск.

Однако Соляной бунт 1648 г. напугал правительство и вынудил его принять требования дворянства. По "Соборному уложению" 1649 г. "урочные лета" были отменены, сыск стал бессрочным. Укрывательство беглых стало караться штрафами. Беглого, вступившего в брак, возвращали прежнему владельцу со всей семьей, даже если другой супруг был до этого свободным или принадлежал другому хозяину. Имущество крестьянина было признано собственностью помещика, и могло, например, продаваться для оплаты его долгов. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собственной личностью: они потеряли право поступать в холопство. Все это означало окончательное установление в России крепостного права.

Еще более строгие наказания были установлены для беглых черносошных и дворцовых крестьян, а также для их укрывателей. Это объяснялось повышенной заботой об уплате государственных податей - тягла.

Уложение 1649 г. фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Одним из лозунгов восстания 1648 г. была ликвидация белых слобод - ремесленных поселений вокруг города, принадлежавших светским феодалам или церкви. Ремесленники-белослободчики не несли тягла. Поскольку сумма тягла с посада оставалась постоянной, то переход каждого тяглеца в белые слободы означал увеличение тягла для каждого посадского человека.

Уложение 1649 г., идя навстречу требованиям посадских людей, включило белые слободы в тягло и запретило посадским людям впредь покидать свои общины, поступая в холопы, и даже переходя в другие посады. Беглых посадских предписано было сыскивать и возвращать на старые места.
Укрывательство посадских жестоко каралось. Парадоксальность ситуации состоит в том, что посады фактически сами добились своего закрепощения. Это объясняется тем, что русские люди XVII в. еще не осознавали свободу как самостоятельную ценность и легко жертвовали ею ради стабильной защищенной жизни.

На что следует обратить внимание при ответе:

Итак, в XVII в. в экономической и социальной жизни России наблюдается противоречие. С одной стороны зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от
Европы накапливалось. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации петровской эпохи.

|ТЕМА 25. |ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РОССИИ В XVII в. |

Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма.

1. Земские соборы

После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Если великие князья и цари из династии Рюриковичей могли утверждать исконность и божественное происхождение своей власти (как это делал Иван IV в переписке с Курбским), то Романовы, избранные на престол, могли опереться лишь на поддержку
"земли". Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские Соборы заседали почти непрерывно. Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже и решают, главным образом, внешнеполитические вопросы. В середине XVII века Земский собор был созван в связи с Соляным бунтом. Итогом его деятельности стало Соборное Уложение
1649 г. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. В дальнейшем созывались лишь представители отдельных слоев населения.

В последние годы в науке все чаще высказывается мнение о том, что значение Земских соборов в российской истории преувеличено, что участие посадских людей в них было нерегулярным, а черносошных крестьян - эпизодическим. Многие историки полагают, что соборы являлись не столько сословным представительством, сколько своеобразными информационными совещаниями, позволявшими власти узнать о настроениях в стране. В связи с этим поставлено под сомнение определение российской монархии XVII в. как
"сословно-представительной".

2. Боярская Дума

Царь правил, опираясь на совещательный орган - Боярскую Думу. Царские указы начинались словами "Великий государь указал и бояре приговорили".
Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены
Думы назначались царем. В Думе постепенно увеличивалась доля дворян и дьяков, то есть выходцев не из аристократии, а из служилых людей среднего ранга и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на ее работоспособности. Ряд важных дел стал решаться в обход
Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными. Созданный при
Алексее Михайловиче приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю.

3. Приказная система

Роль приказов в системе управления XVII в. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу его сохранилось более 40.

Приказы делились на временные и постоянные. Постоянные приказы делились на дворцовые (управляли царскими вотчинами и обслуживали царский двор), патриаршие (управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха) и государственные. Государственные приказы делились на территориальные (Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) и функциональные (общегосударственные).

К функциональным приказам относились Посольский (ведал сношениями с иностранными государствами), Поместный (ведал поместными раздачами и земельными сделками), Разрядный (ведал дворянской службой, проводил воинские смотры, определяя годность служилых людей), Разбойный приказ
(занимался борьбой с разбоями и государственными преступлениями).

Существовал ряд общегосударственных финансовых приказов, в том числе - приказ Большой Казны, ведавший торговлей и промышленностью, чеканкой монеты.

Большая группа общегосударственных приказов занималась военными вопросами: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский приказы ведали соответствующими родами войск, Пушечный - литьем пушек и ядер, Оружейная палата - изготовлением холодного оружия.

С развитием приказной системы возросла численность приказных людей. В
1640 г. их было менее 900, а к концу XVII в. - более 3 тыс. Работавшие в приказах дьяки и подьячие были выходцами из посадских, духовенства, купечества. Их карьера зависела не от знатности, а от личных заслуг.
Формировался профессиональный управленческий аппарат - чиновничество.

Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую "приказную волокиту". И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.