Рефераты. Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса






p> - социализация. Первые конституции ограничивались политической сферой (из социально-экономической сферы отношений регулировалось только право собственности), в 20 веке регулируют основы всего общественного строя;

- демократизация, уже в 19в начали переходить к всеобщему равному избирательному праву;

- интернационализация — сближение конституций разных демократических стран.
Существует множество теорий среди них — естественно-правовая теория.
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех».
Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом общественного договора, который является выражением разумной воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное произведение воли людей, согласившихся ограничить свою свободу ради лучшего обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается неоднозначно, некоторые аспекты ее нашли реальное воплощение в практике государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции договор между народами, входящими в состав и определили цели договора: утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов федерации. Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные направления:
1. Романтическое направление, идеализирующее западную демократию. Наиболее типичной для этого направления является теория плюралистической демократии.
(сформулирована в 19в). Плюралисты выступают против концентрации государственной власти в руках истэблишмента и развивают положение о разнородности современного общества, где все члены равны, а госуд-во выступает в роли арбитра. Различные группы общества представлены "группами давления", осуществляющими собственные цели. Теория компромиссной демократии утверждает, что демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов.
2. Реалистическое направление открыто говорит о концентрации государственной власти в руках правящей элиты. Согласно элитарной теории в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате переворота или завоевания господствующего положения в экономике. Эта теория тесно примыкают к теориям массового общества и массового государства: 1) человек - существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов.
3. Синтетическое направление - это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и государства с отдельными элементами демократизма. Например, теория плебисцитарной демократии: единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития; управление в этих странах осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением. И в качестве примера такого общества приводят республику Франции времен де Голля. Именно ему, считают они, впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии. Политологи синтетического направления считают, что за бюрократией — будущее.
Бюрократия уже оформилась во всех развитых странах. Она исключает террор, порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии - плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

5.Содержание, форма и структура конституции.
К— это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть.
Конституции в зависимости от формы подразделяются на две группы, писанные и неписанные К:
1.Писаные К составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Такие К имеет следующую структуру: 1) преамбула. 2) основная часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр. устр-во гос-ва; соц.-эк. разделы. 3) дополнительные (заключительные), переходные положения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее положения считаются чисто декларативными). Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Такую структуру имеют К Германии, Японии, Франции и др. Некоторые К (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями или переходными положениями (Италия).
2.Неписаные К представляют собой редкое исключение. В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная К закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма неписаной К неопределенна. В
Великобритании современная К представляет собой весьма сложный набор различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):

- Статутное право — В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера:

Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628г. Билль о правах 1689 г.

- Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано королевскими судами. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

- Конституционные соглашения (важнейшая часть британской неписаной К) — правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются. Все взаимодействие властей и их права и обязанности основаны на них.

- Доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (труды ученых,

Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии

(1565) и некоторые др.).

6.Принятие, изменение и отмена конституций.
Государственная практика стран выработала ряд способов принятия конституций, которые могут быть сведены к нескольким основным видам. Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью. Эти три основных способа принятия писаной конституции могут быть применены как в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях. Первые писаные конституции - американская 1787 года и французская 1791 года были приняты представительными учреждениями —конвентом (учредительным собранием) и парламентом. И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредительная власть. Когда речь идет об осуществлении производной учредительной власти, имеется в виду принятие очередной, а не первой конституции. Ныне действующая конституция США была принята конституционным конвентом (55 делегатов от 12 из 13 тогдашних суверенных штатов, объединенных в конфедеративный союз) подписали проект конституции, который затем был направлен штатам для ратификации, после чего К официально вступила в силу. Таким образом, процедура принятия американской К распадается на два этапа: разработка и одобрение проекта конституции
(филадельфийский конвент) и утверждение и ратификация проекта конституции
(конвенты штатов). В общем виде эти три варианта реализуются так:
1. 1 вариант принятия К представительными учреждениями в новейшей политической практике широко распространен. Он осуществляется как учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и парламентам, образованным на основании предшествующих конституций.
2. 2 вариант принятия К — принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов — разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу

(избирательный корпус разработать проект конституции сам не может).

Обычно учредительное собрание лишь разрабатывает проект, который одобряется всенародным голосованием (референдум)
3. 3 вариант — принятие конституции является односторонним актом исполнительной власти (октроирование), в этом случае проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 году.
Способ принятия К имеет огромное значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона. Референдум, как способ принятия К, обладает чертами демократизма, проект основного закона утверждается избирательным корпусом (Россия К 93г). Политический опыт современности свидетельствует о том, что наиболее оптимальным и демократичным способом разработки, принятия и утверждения К является учредительное собрание.
По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. Гибкие К изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы, никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона (Великобритании и Новой
Зеландии).
Чаще всего К отменяются в результате революций и переворотов. К могут отменятся и в установленном ею же порядке, когда в обществе складывается новая расстановка политических сил.

7.Классификация конституций.
Можно классифицировать конституции по различным основаниям: 1) в завис-ти от формы гос.устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис-ти от хар-ра политического режима: демокр-кие; реакционные. 3) в завис-ти от продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в завис-ти от структурного изложения: кодифицированные, некодефицированные. 5) по способу объективирования: писанные; неписанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор — по тому, как объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на две группы: писаные, неписаные.
1.Писаные К составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Такие К имеет следующую структуру: 1) преамбула. 2) основная часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр. устр-во гос-ва; соц.-эк. разделы. 3) дополнительные (заключительные), переходные положения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее положения считаются чисто декларативными). Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Такую структуру имеют К Германии, Японии, Франции и др. Некоторые К (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями или переходными положениями (Италия).
2.Неписаные К представляют собой редкое исключение. В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная К закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма неписаной К неопределенна. В
Великобритании современная К представляет собой весьма сложный набор различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.