Рефераты. Конституционное право






В-третьих, территория федеративного государства складывается из территорий его субъектов. Исключение составляют федерации, в состав которых наряду с субъектами входят и другие территориальные образования: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и т.д.

В-четвертых, в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации.

Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.

В-пятых, в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы этих субъектов федерации.

В-шестых, в федеративных государствах наряду с федеральным гражданством может существовать гражданство субъектов федерации.

В литературе по теории государства и права можно встретить указание и на некоторые другие признаки федерации.

Федерации, несмотря на сравнительно небольшую их численность как в прошлом, так и в настоящем (в современном мире насчитывается всего 24 федеративных государства), подобно унитарным государствам, не являются однотипными и тоже подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан).

Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.).

В зависимости от того, на какой основе создается федерация, различают федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.). Такие федерации во многом схожи с унитарными государствами, части которых обладают политической автономией.

Однако отождествлять их все же не следует, поскольку субъекты федераций, основанных на автономии, имеют, как принято считать, больше самостоятельности.

Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные – это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычаями и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т.е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехо-Словакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные – это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства – это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные – это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие – по территориальному. Примером такой федерации может служить современная Российская Федерация. В ее составе имеются субъекты, сформированные как по национальному (республики, автономная область, автономные округа), так и по территориальному принципу (края, области и два города – Москва и Санкт-Петербург).

В настоящее время все большее распространение получает классификация, согласно которой федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

Эта классификация строится на учете правового положения субъектов федерации, их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами. Симметричные – это федерации, состоящие только из равноправных субъектов и не имеющие в своем составе каких-либо иных территориальных образований. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные – это федерации, которые не отвечают критериям симметричных федераций. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся федерации, в составе которых наряду с субъектами существуют и другие территориальные образования – федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и др. К таким федерациям можно отнести, например, США, Австралию, Индию. Ко второй группе относятся федерации, которые состоят только из субъектов, но эти субъекты не являются однородными. Например, в Российской Федерации в качестве субъектов федерации выступают республики, края, области, автономная область, автономные округа и два города.

Третью группу составляют федерации, состоящие тоже только из субъектов, причем однородных, однопорядковых субъектов, но эти субъекты не являются равноправными и занимают разное правовое положение в составе федерации.

Такую асимметричную федерацию называют иногда «скрытой асимметрией». В качестве примера подобной федерации может служить Германия. В составе этого государства нет никаких других территориальных образований, кроме субъектов, именуемых землями.

Однако земли имеют разное число голосов в верхней палате парламента – бундесрате, что говорит о их неодинаковом правовом положении и характеризует данную федерацию как асимметричную.


3. Найдите основные сходства и различия в формировании парламентов США и Франции.


Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют  место выборы косвенным голосованием.

Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в США. При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).

В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от 2 до 7 лет. Так, в США Палата представителей избирается на 2 года, Национальное собрание Франции – на 5 лет.

В некоторых странах для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, либо этот срок более длительный. Их состав обновляется полностью либо по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти.

Например, Сенат США обновляется каждые 2 года на одну треть. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования, например высокий возрастной ценз (иногда он составляет 30 – 40 лет) и др.

Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой (Франция), либо занимается высшим должностным лицом (США - Вице-президент).

Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности.

Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу). Постоянные комиссий имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению нескольких комиссий (смешанные).

Заседания комиссий в большинстве, стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно, деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности.

Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства, либо если обсуждается внесенный ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов, чиновников и других должностных лиц. В США стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий. Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. Сами по себе комиссии необходимы, как правило, для обработки депутатов группами давления, достижения межпартийных компромиссов, делового обсуждения вопросов. Их роль неодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом. Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов.


4. Сравните основные характеристики исполнительной и законодательной власти Беларуси и России. В чем заключается их основные различия?


Исполнительная власть России

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Свою деятельность Правительство Российской Федерации «осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации».

Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».

Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией РФ правовую базу деятельности Правительства РФ, детально регламентирует порядок формирования Правительства, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Законодательная власть России

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть Беларусии

Президент Республики Беларусь — Глава государства.

Исполнительную власть осуществляет ПравительствоСовет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Законодательная власть Беларусии

Законодательную власть Белоруссии осуществляет парламент, состоящий из двух палат. Формируется парламент на 4 года. Верхняя палата - Совет Республики, состоит из 64 человек, формируемых косвенными выборами от 6 областей по 8 человек. 8 человек избираются городским советом Минска, 8 человек назначаются президентом страны.

Нижняя палата - Палата представителей, состоит из 110 депутатов избираемых прямыми выборами.

Палаты избираются совместно. Работа парламента осуществляется в рамках 2-х сессий: а) со 2 октября, не более 80 дней; б) со 2 апреля, не более 90 дней.

Законодательная инициатива принадлежит: Президенту страны, депутатам парламента, Правительству, гражданам численностью 50 тыс. чел. Президент республики избирается народом на основе мажоритарной системы абсолютного большинства на 5 лет. Требования к кандидату - 35 лет, 10 лет постоянного проживания в республике, гражданин республики по рождению.

Судебная власть осуществляется тремя высшими судами: Высшим хозяйственным судом, Конституционным судом, Верховным судом.

Конституционный суд состоит из 12 судей: 6 назначаются Президентом страны, 6 избираются Советом Республики. Срок полномочий - 11 лет. Предельный возраст - 70 лет.

Белоруссия является простым унитарным государством. Страна состоит из 6 областей. В областях избираются Советы граждан сроком на 4 года.

Основные различия законодательных органов власти России и Беларусии


Вопросы:

Россия

Беларусия

Кому принадлежит законодательная власть

Федеральное собрание

Парламент

Из каких палат состоит высший орган законодательной власти

Государственная Дума – нижняя палата

Совет Федерации-

Верхняя палата

Верхняя палата - Совет Республики

Нижняя палата - Палата представителей

Кто может стать депутатом нижней палаты?

Гражданин РФ, достигший 21 года


Кто может стать депутатом верхней палаты?

Гражданин РФ, достигший 21 года


Численный состав верхней и нижней палаты

Верхняя палата – 178

Нижняя палата – 450

Верхняя палата – 64

Нижняя палата – 110

Порядок формирования

Верхней палаты

2 представителя от каждого субъекта РФ

56 членов избираются органами местного самоуправления, 8 назначаются Президентом.

Порядок формирования нижней палаты

225 по одномандатным избирательным округам, 225 по федеральному избирательному округу

избирается прямыми выборами.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы. Государственное право в каждой стране является основной отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Конституционное право закрепляет:

- основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;

- механизмы политической власти;

- организацию и формы осуществления политической власти на основе принципа разделения властей;

- государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Конституционное (государственное) право - основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким образом, определяет основы других отраслей системы права - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.

Список используемой литературы:


1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), справочная система «Гарант»

2. Конституция США: Текст и постатейный комментарий: В 2 ч. – М., 1984.

3. Конституция Италии

4. Конституция Белоруссии

5. Конституция Франции

6. Алебастрова И.А., Конституционное право зарубежных стран,. М:Юрайт-М, 2001

7. Арановский К.В., Государственное право зарубежных стран, М:ИНФРА-М, 2000

8. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации, НОРМА-ИНФРА-М, 2000

9. Бихари М., Парламентаризм // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992

10.     Зеркин Д.П.  Основы политологии: Курс лекций – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

11.     Златопольский Д.Л., Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии, М.:Зерцало, 2000

12.     Ковешников Е.М., Конституционное право Российской Федерации, М.,2001

13.     Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юрист, 1995

14.     Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., БЕК, 1999

15.     Мишин А.А., Конституционное (государственное) право зарубежных стран, М.: Белые альвы, 2000


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.