Рефераты. История уголовного права России в советский период






p> В то время как заключение в тюрьму по судебному приговору назначается на срок лишения свободы, определенный судом в пределах санкции статьи Уголовного кодекса, по которой осужденный признан виновным, перевод в тюрьму в дисциплинарном порядке закон допустил по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД СССР с санкции прокурора соответствующего лагеря лишь на срок до одного года, по постановлению начальника Главного управления лагерями НКВД СССР с санкции
Прокурора Союза ССР на срок до двух лет.

Закон предоставил прокуратуре право опротестовать постановления о переводе в тюрьму в дисциплинарном порядке, установил при этом, что в случае опротестования исполнение постановления приостанавливается.

Таким образом, рассматривая процедуру заключения осужденного в тюрьму, можно сделать вывод о том, что тюремное заключение стало одним из наиболее строгих видов уголовного наказания. Введение этой меры уголовного наказания, наравне с увеличением максимального срока лишения свободы до 25 лет, стало альтернативой высшей мере наказания, чем повлияло на снижение количества осужденных, приговариваемых к расстрелу.

§ 1.4.3. Применение штрафов и конфискация имущества

Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. «Об отмене административного порядка и установлении судебного порядка изъятия имущества в покрытие недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан» хотя и не изменяло текста «Основных начал», но внесло изменения в существо норм
«Основных начал», определяющих применение штрафа, а частично и конфискации имущества в качестве мер уголовного наказания.

Закон 11 апреля 1937 г. дал точный перечень имущества, которое не может быть изъято по судебным решениям у отдельных граждан для покрытия их недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам.

Названный закон о предельной точностью установил конкретные виды такого имущества, что создавало дополнительные реальные гарантии строжайшего соблюдения социалистической законности при взыскании штрафов.

Закон 11 апреля 1937 г. не содержал прямого указания, что он относится и к области уголовного права.

Очевидно, что и при применении штрафа в качестве меры уголовного наказания, поскольку в законе 11 апреля 1937г. нет специального изъятия, взыскание штрафа не может быть обращено на предметы, перечисленные в этом законе.

§ 1.4.4. Поражение прав

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г., вновь изменившим ст. 20 «Основных начал», в число видов поражения прав включено лишение прав на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения.

Закон строго ограничивает применение этой меры наказания, предусматривая назначение лишения прав на пенсию лишь за преступления, особо указанные законодательством Союза ССР и союзных республик.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1930 г., изданным в соответствии с законом 13 февраля 1930 г., предоставлено судом право применять лишение права на пенсии по всем государственным преступлениям, а постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. - -по некоторым точно перечисленным в этом законе воинским преступлениям — в мирное время и по всем воинским преступлениям в военное время.

Законодательство РСФСР в соответствии со ст. 20 «Основных начал» допускает лишение права на пенсии также в случае осуждения за совершение корыстных преступлений к лишению свободы или к высылке с обязательным поселением в других местностях в качестве основной меры наказания или в случае назначения в качестве дополнительной меры наказания конфискации всего имущества (ст. 31 УК РСФСР редакции 1926г.). Законодательство УССР допускает применение этой меры в случае осуждения к лишению свободы на срок не ниже 3 лет или высылке с обязательным поселением в других местностях в качестве основной меры наказания или при применении конфискации всего имущества в качестве дополнительной меры наказания (ст. 29 УК УССР) и т.д.

Глава II. Характеристика отдельных видов преступлений.

В тридцатые годы советским уголовным законодательством были предусмотрены следующие виды преступлений:

1. Государственные преступления (контрреволюционные и особо опасные преступления против порядка управления), предусмотренные Положением о преступлениях государственных 25 февраля 1927 г. и позднейшими законами.

2. Хищения социалистической собственности, караемые по закону 7 августа 1932г.

3. Иные преступления против порядка управления (подстрекательство и привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях; хулиганство; контрабанда; спекуляция и т.д.).

4. Должностные преступления.

5. Хозяйственные преступления (Выпуск недоброкачественной продукции; обман потребителя и т.д.).

6. Преступления в области трудовых отношений (Нарушения внутреннего трудового распорядка; отказ в приеме женщин на работу и т.д.).

7. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

(Производство незаконных абортов и принуждение женщины к совершению аборта; мужеложство и т.д.).

8. Имущественные преступления (Мелкие кражи; мошенничество; ростовщичество и т.д.).

9. Нарушения правил, охраняющих народное здравие, безопасность и порядок

(Незаконное изготовление, хранение, сбыт и пересылка оружия, порнографических предметов; незаконный посев опийного мака и конопли).
10. Воинские преступления (предусмотрены Положением о воинских преступлениях 27 июля 1927 г.).

Далее будут рассмотрены лишь некоторые виды.

§ 2.1. Государственные преступления

Закон 9 апреля 1931 г. признал: а) преступлением всякую незаконную заявку за границей изобретений, сделанных в СССР, и изобретений, сделанных советскими гражданами за границей; б) тяжким преступлением передачу без разрешения изобретений за границу; в) видом шпионажа заявку и передачу за границу секретных изобретений и усовершенствований.

Действия, предусмотренные законом, во всех случаях являются общественно опасными, ибо они уменьшают возможности использования новых изобретений для обороны и народного хозяйства СССР и, с другой стороны, могут способствовать некоторому усилению капиталистического окружения.

Последнее весьма важное изменение внесено в «Основные начала» постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 2 октября
1937 г., изменившим ст. 18 «Основных начал».

Закон 2 октября 1937 г. отмечал, что действующим советским уголовным законодательством для борьбы со шпионажем, вредительством и с попытками организации взрывов, крушений, поджогов с человеческими жертвами и других диверсионных актов установлены в качестве мер уголовного наказания лишение свободы на срок не свыше 10 лет, а для наиболее тяжких видов государственных преступлений высшая мера наказания (расстрел). В целях дальнейшей борьбы с такого рода преступлениями и предоставления суду возможности избирать по этим преступлениям не только высшую меру наказания
(расстрел), но и лишение свободы на более длительные сроки, в изменение ст.
18 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», закон устанавливает в качестве меры уголовного наказания лишение свободы на срок не свыше 25 лет.

Закон 8 июня 1934 г. об уголовной каре за измену родине, как тягчайшее злодеяние, направлен против людей, предающих родину, способствующих внешним врагам СССР.

Злодеяния, караемые по закону 8 июня 1934 г., являлись преступными контрреволюционными деяниями и до издания этого закона, но закон 8 июня
1934 г. дал им определение, соответствующее их характеру и тяжести, и соответственно установил меры уголовного наказания. Кроме того, закон 8 июня 1934 г. определил ответственность родственников изменника- военнослужащего, если последний совершил побег или перелет за границу.

Закон 9 апреля 1931 г. признал: а) преступлением всякую незаконную заявку за границей изобретений, сделанных в СССР, и изобретений, сделанных советскими гражданами за границей; б) тяжким преступлением передачу без разрешения изобретений за границу; в) видом шпионажа заявку и передачу за границу секретных изобретений и усовершенствований.

Действия, предусмотренные законом, во всех случаях признавались общественно опасными, т.к. уменьшали возможность использования новых изобретений для обороны и народного хозяйства СССР и, с другой стороны, могли способствовать усилению капиталистического окружения.

Уголовное законодательство в период борьбы за завершение строительства социалистического общества и проведение новой конституции не вводит новых составов контрреволюционных преступлений. Изменения коснулись мер наказания за тягчайшие преступления и процессуальной стороны рассмотрения дел о некоторых контрреволюционных преступлениях.

При установлении уголовной ответственности за деяния, ранее не являвшиеся преступлениями, но ставшими общественно опасными, основное внимание советского законодательства обращено на борьбу с действиями, дезорганизующими трудовую и служебную дисциплину в государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях, на деяния, дезорганизующие социалистическое хозяйство, и действия, посягающие на личность. В тридцатые годы за вышеперечисленные деяния была установлена уголовная ответственность, ранее за совершение этих деяний не наступавшая.

§ 2.2. Хищения социалистической собственности

Основным законом, который следует разобрать в данном разделе, является закон 7 августа 1932, широко известный в народе как “Закон о колосках”, благодаря тому, что по данному закону несовершеннолетнего ребенка можно было приговорить к высшей мере наказания за сбор нескольких колосков с пшеничного поля. Зная, что ожидает “преступника” в случае его поимки многие блюстители порядка часто закрывали глаза на мелкие нарушения.

Закон 7 августа 1932 г., о котором Сталин в докладе на январском
1933 г. объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) сказал, что он «.. .есть основа революционной законности в настоящий момент»[16], дал определение социалистической собственности как священной и неприкосновенной основы советского строя, указав, что «...решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти»[17], и установил суровые меры уголовной репрессии в отношении людей, посягающих на социалистическую собственность.

Преступления, караемые по закону 7 августа, были уголовно наказуемыми деяниями и до его издания, но степень их общественной опасности в силу закона 7 августа 1932 г. стала качественно иной. Закон признал их тягчайшими преступлениями, направленными против основы советского строя, а виновников этих преступлений — врагами народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.