Рефераты. Источники мусульманского права






Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, носят бланкетный характер и обращаются к обычному праву. Так, в случае убийства или смертельного ранения шариат допускал кровную месть со стороны потерпевших. Шариат предусматривает возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали преступника. За нанесение телесных повреждений ответственность возникала по принципу талиона (см. суру 5 адат 49).

Третью группу преступлений составляют такие действия как оскорбления, хулиганство, растрата государственных средств, азартные игры и т.д.

Наказания по шариату носили публичный и устрашающий характер. Существовали такие виды смертной казни, как повешение, четвертование, утопление, убийство битьем камнями. У воров отсекали пальцы и руки.

Широко применяется и тюремное заключение. Мусульманское право знает и имущественные санкции (конфискации, штрафы), а также ссылку и высылку.

Однако реализация норм мусульманского права имеет некоторые особенности.

Глава 3. Применение права

Известно, что для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман. Данный принцип в целом сохраняется и в наши дни. Например, брачно-семенные нормы мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не применяются другими религи­озными конфессиями. Предусматриваемая уголовным законода­тельством Марокко и Иордании ответственность за несоблюде­ние поста во время рамадана касается только мусульман, а по Уголовному кодексу Северной Нигерии по мусульманскому праву могут быть наказаны только последователи ислама.

Вместе с тем религиозный принцип применения мусульман­ского права никогда не проводился в жизнь без изъятий, по­следовательно и безусловно. С самого возникновения ислама и становления мусульманского государства многие нормы мусульманского права распространялись и на немусульман. Это отно­сится, например, к государственному праву или к положениям, устанавливающим налоги на немусульманское население. Дру­гим случаем является подчинение нормам мусульманского пра­ва немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина. Наибо­лее нагляден отход от религиозного принципа при применении норм “личного статуса”, которые традиционно рассматриваются в тесной связи с вероисповеданием лица. Так, в настоящее вре­мя мусульманско-правовые нормы относительно завещания, наследования, ограничения правоспособности, вакуфного иму­щества в большинстве арабских стран распространяются и на немусульман.

Применение мусульманского права в случае молчания граж­данского законодательства также не учитывает религиозной принадлежности сторон. Однако нормы современного мусульманского уголовного права в Саудовской Аравии, Судане, Иране, Ливии и некоторых других странах также применяются ко всем граж­данам соответствующих стран вне зависимости от их вероиспо­ведания (в Судане это явилось причиной массового недовольст­ва жителей юга страны, не принявших ислам). В Кувейте с 1982 г. запрет на употребление спиртных напитков распростра­нен даже на иностранных дипломатов. Представляется, что за­крепление норм мусульманского права в принимаемых государ­ством законах и их распространение на всех граждан не могли бы иметь места, если бы мусульманское право не являлось си­стемой юридических норм, обладающих относительной самостоя­тельностью по отношению к религиозным постулатам ислама.

Действительно, тезис о религиозном критерии применения мусульманского права представляется правильным только с весьма существенными оговорками. Он может быть принят при условии рассмотрения мусульманского права с одной точки зрения - в максимально широком, а не специально юридиче­ском смысле, т.е. как “божественного закона” - шариата, кото­рый в таком понимании практически поглощает собой ислам в целом. Естественно, при этом юридические нормы действительно оказываются в тени собственно религиозно-ритуальных или нравственных предписаний, растворяются в них. Понятно, что такой подход не позволяет выявить особенности именно юриди­ческих норм как относительно самостоятельной части всего мусульманского социально-нормативного комплекса. Более того, если принять за аксиому положение о неразрывном единстве религиозных предписаний (догматических и ритуальных), нравственных и собственно правовых норм в исламе, то вопрос о самом существовании мусульманского права в юридическом смысле вообще снимается. В самом деле, если исходить из того, что так называемые правовые нормы в исламе ничем принципиально не отличаются от ритуальных и моральных, то возникают сомнения в обоснованности оценки мусульманского права как юридического явления. А раз так, то закономерно встает воп­рос, допустимо ли вообще говорить о наличии в исламе, пусть даже в нерасчлененном виде, различных типов норм, в том чис­ле и юридических. Иными словами, выводу о том, что мусуль­манский социально-нормативный механизм включает религиоз­ные, нравственные и правовые правила поведения, должен пред­шествовать анализ тех факторов, которые обусловили юриди­ческий характер отдельных предписаний ислама, придали им качество права. Поэтому специфику мусульман­ского права нельзя полностью раскрыть, указав только на его тесную связь с мусульманской религией и нравственностью. Прежде всего необходимо дать ему оценку именно как праву в юридическом смысле, рассмотреть его соотношение с государ­ством, определить, отвечает ли оно всем требованиям, которым должно отвечать право как особый социально-нормативный ре­гулятор. Без этого невозможно понять место мусульманского права в правовой надстройке общества в мусульманских странах.

Глава 4. Государство и мусульманское право

В исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Целью мусуль­манского государства провозглашается реализация всех предписаний ислама, утверждение “мусульманского образа жизни”.

В связи с этим нужно отметить, что в  Коране имеются две группы норм, одна из которых снабжена “земными” санкциями, а вторая - “потусторонними”. Так, за­крепленные им правила, касающиеся брака и развода, насле­дования, доказательств, обязательны для судов, которые в случае их нарушения применяют “земное” наказание. Эти нор­мы мусульманские юристы относят к “собственно правовым”. Что же касается иных правил поведения, за несоблюдение которых Коран предусматривает не судебную (правовую) ответствен­ность, а “потустороннюю” кару, то они носят характер чисто моральных нормативов. При этом справедливо подчеркивается, что “такое четкое разграничение правовых и моральных норм в Коране не всегда возможно”.

Можно различать два основных варианта санкционирования, соответствующие двум разновидностям религиозных нормативов. К первой из них относятся религиозные нормы, за несоблюдение которых Кораном и сунной установлены вполне определенные санкции, напоминающие соответствующие юридические; и поэтому вполне пригодные для их применения государственными органами. В их числе нормы, предусматривающие ответственность за убийство (смертная казнь), прелюбодеяние (телесное наказание в виде 100 ударов), ложное обвинение в прелюбодеянии (телесное наказание 80 ударами), кража (отсечение руки), разбой (отсечение руки и (или) ноги, либо распя­тие), бунт (смертная казнь) и др. Снабжение части религиоз­ных норм подобными санкциями предполагает наличие определенного механизма, отвечающего за их применение, неукоснительное “земное” наказание наруши­телей - грешников. Суннитская мусульманско-правовая доктри­на отводила эту роль государству, часть функций которого рас­сматривалась в качестве религиозных. В их число включалось применение предусмотренных Кораном и сунной точных мер от­ветственности за несоблюдение установленных ими норм.

На практике мусульманское государство нередко действи­тельно выполняло предписанную ему роль - регулятивную, путем обеспечения реализации правил поведения. Иначе говоря, мусульманское государство в этом качестве выступало элементом (институтом) самой религиозной системы, равно как отдельные мусульманские религиозные ин­ституты -муфтий, кади - являлись частью государственного механизма. Применение религиозной санкции было делом госу­дарства и предшествовало наказанию грешника в загробном мире. Вместе с тем, когда определенная религиозная норма применялась и защищалась государством, она приобретала ка­чество правового правила поведения, точнее, становилась источ­ником совпадающей с ней правовой нормы. А применение госу­дарством установленной в Коране или сунне санкции означало придание данной правовой норме и соответствующей юридиче­ской санкции. В этом случае, поскольку санкцию применял государственный орган, норма становилась правовой, совпадающей по содержанию с религиозной.

В связи с этим, терминами “правовые нормы Корана” и “правовые нормы сунны” можно пользоваться, имея в виду их условный характер, по­скольку под такими нормами подразумеваются религиозные правила поведения, явившиеся источниками норм мусульман­ского права. Необходимо также помнить, что подавляющее большинство юридических предписаний, составляющих мусуль­манское право, было введено правоведами на основе рацио­нальных приемов (иджтихад).

Иначе говоря, на правоведение возлагалась задача разработки практических путей достижения общих целей ислама, теорети­чески сформулированных богословием. На это обстоятельство обращает внимание, например, Л. В. С. Фан ден Берг, обосно­ванно подчеркивая, что мусульманские юристы должны были до некоторой степени быть богословами, а богословы - юри­стами.

Однако тот факт, что большая часть нормативных положений ислама, (закрепленных Кораном и сунной или сформулированных муджтахидами) была предназначена для регламентации пове­дения людей в их взаимоотношениях (муамалат), еще не пре­вращает эти правила в правовые нормы. Все социально-норма­тивные регуляторы (в том числе и неправовые) призваны в той или иной степени и форме направлять человеческое поведение, взаимосвязи людей. Чисто теоретически, можно (хотя и весьма условно) отделить юридические (предпо­ложительно юридические) нормы от мусульманской догматики и культовых правил, однако такого умозрительного отвлеченно­го анализа явно недостаточно. Кроме того, последовательно отличить нормы мусульманского права от  поддерживаемых исламом нравственных правил или религиозных норм, регули­рующих не культовое поведение, а общественно значимые по­ступки мусульман и их взаимоотношения во “внецерковной” сфере, на уровне теоретического анализа содержания самих этих норм и их различий в теории фикха вообще не удается. Поэтому нельзя ограничиваться лишь простой квалификацией муамалат в качестве юридических норм, как это часто делает­ся. Главное состоит в выявлении, почему и как многие установ­ленные исламом правила поведения индивидов в их взаимоот­ношениях (а также часть культовых норм) из чисто религиоз­ных предписаний превратились в юридические нормы. А для этого необходимо проследить механизм их действия, соотноше­ние с государством и классовыми интересами господствующих социально-политических сил. Именно здесь лежит граница меж­ду правовыми и неправовыми нормами ислама. Юриди­ческие нормы (нормы мусульманского права в собственном смысле) выделяли не юристы, а социальная действительность, практика их функционирования, ведущую роль в которой играла деятельность государства по поддержа­нию и обеспечению определенных правил поведения, сформиро­вавшихся в едином мусульманском механизме социально-нормативного регулирования, приданию им характера правовых норм. Как правильно отмечает В. Е. Чиркин, “главная проблема заключается в том, какие из этих трудов (трудов мусульман­ских юристов) могут быть отнесены к числу тех, кото­рые составляют официально выраженную и признанную право­вую доктрину”2. Речь, таким образом, идет не про­сто о мусульманско-правовой доктрине, а о трудах юристов, санкционированных государством и поэтому ставших источни­ками норм действующего мусульманского права.

Заключение

Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в

2 Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права. – Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984


священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего

являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеоло­гии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством


Список использованных источников:

1.     Сюкияйнен Л.Р. “Мусульманское право”. М., 1986

2.     Сюкияйнен Л.Р. “Шариат и мусульманско-правовая культура” М., 1997

3.     Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963

4.     Шарль Р. “Мусульманское право”. М, 1959

5.     Давид Р., Жоффре-Спинози К. “Основные правовые системы современности”. М., 1999

6.     Интернет: сайт www.yandex.ru

·        Сюкияйнен Л.Р. “Шариат – открытая книга”

·        Еникеев З.И. “Мусульманское право в Башкортостане”



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.