Рефераты. Гражданско-правовой способ защиты прав потребителей






p> Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов оптимизации правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей».
Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей», который , однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу.
Важно отметить, что и после распада СССР союзный закон о защите прав потребителей оставался моделью для законодателя отдельных стран-членов СНГ.
В частности, для закона Российской федерации от 7 февраля 1992 г. , а так же его редакции от 9 января 1996 г. № 3-Ф3 .

Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России недавно появилась специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».
Основное регулирование отношений с участием потребителей все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства, и в частности
Гражданского Кодекса Российской Федерации. Действующий ГК состоит из нескольких частей. Первая часть действует с 8 декабря1994г. и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, правовое положение различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров. Вторая часть ГК РФ вступила в силу с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.
Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего это Закон РФ «О страховании», Закон «О сертификации», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» Закон РФ«О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.
Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу Гражданский Кодекс Российской
Федерации имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В то же время, понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом, гражданин-потребитель пользуется также правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей»1.
Таким образом ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.
Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только
Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей; и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей : право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей; право на качество; право на возмещение ущерба;1
Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей. Каждое право заслуживает самостоятельного рассмотрения .

Параграф 1

ПРАВО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно, чтобы человек знал как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо научить людей делать разумный и осмысленный потребительский выбор.
В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Однако в отличие от первоначальной редакции закона, в которой это право так и осталось простой декларацией, новая редакция содержит специальную статью, конкретизирующую право на образование и устанавливающую гарантии реализации этого права.
Для реализации права потребителей на просвещение необходима целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Очевидно, что декларативная формулировка этой статьи предполагает дополнительные нормативные акты различных уровней, более детально регламентирующие порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

Развитие системы потребительского образования — процесс долгий и сложный; он предполагает постепенное движение от предоставления потребителю информации до создания комплексной системы потребительского образования, охватывающей все ступени от дошкольного обучения до высшей школы.

Параграф 2

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО ТОВАРОВ(РАБОТ, УСЛУГ)

Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязаны передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

Как следует из формулировки закона, установление срока службы -это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. К этому их подтолкнула сама жизнь. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложно-технических товаров. Поскольку специального законодательства о защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный возгораниями ущерб должны были нести изготовители. .Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня установление срока уже не редкость. Так, в августе 1995 г. Генеральным директором Волжского Автомобильного Завода был издан приказ, одним из пунктов которого на автомобили, выпускаемые ВАЗом, был установлен 6-летний срок службы. Впоследствии, по некоторым причинам, этот приказ был отменен, однако можно быть уверенным, что в ближайшее время срок службы на автомобили этого завода будет установлен[1].

Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, в соответствии с требованиями закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Исходя из интересов безопасности граждан закон устанавливает правило, в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы закона о сроке службы, закон вводит понятие «срок годности», т. е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары(работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.

Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый).

Установление гарантийного срока и определение его продолжительности является безусловным правом изготовителя и, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно.
Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.

Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача — заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе. Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом
СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров, сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора. Поняв это, многие компании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии, либо повышенными, по сравнению с действующим законодательством и другими фирмами, обязательствами перед потребителями в пределах этого срока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.