Рефераты. Государство и основные этапы его становления и развития






Важнейший принцип правового государства – верховенство права, воплощенного в законе. По отношению к нему все гражданские равны. Закон в равной мере обязателен и для граждан, и для государства. Никакой поступок гражданина, никакое распоряжение чиновника не должны нарушать закон.

Вместе с тем правовому государству свойственно верховенство не просто закона как некоего правила поведения, установленного государством, а именно правового закона, т.е. закона, признающего и обеспечивающего естественные права человека.

Правовое государство также требует наличия гарантий от злоупотребления властью со стороны тех, кому народ доверил ее осуществление. Чтобы исключить возможность узурпации власти, нельзя допускать ее монополизации, концентрации в одних руках. Это обеспечивает принцип разделения властей, реализуемый в правовом государстве.

Любое государство, управляя делами общества, осуществляет три вида деятельности: 1) принятие решений, формулирования общеобязательных правил поведения – законодательная деятельность; 2) выполнение принятых решений, претворение их в жизнь – исполнительная деятельность; 3) разрешение споров между гражданами, а также между гражданами и государством, – правосудие. Соответственно принято разделять законодательную, исполнительную и судебные власти. В правовом государстве полномочия принимать законы, исполнять их и вершить правосудие должны быть распределены между различными государственными органами. Трем ветвям власти надлежит действовать самостоятельно и независимо, сдерживая и контролируя друг друга и одновременно сотрудничая во имя общей цели – обеспечение прав человека.

Еще выдающиеся мыслители древности – Аристотель, Эпикур, Полибий, писали об идее разделения властей. Однако формирование целостной доктрины связывают с именами Джона Локка и особенно Шарля Монтескье, придавшего ей завершенный вид.

Вот как обосновывает Монтескье необходимость разделения властей: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем».

В каждой демократической стране созданы свои механизмы реализации принципа разделения властей.

Важным будет и вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом государстве как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должная нести ответственность перед государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности как государством , так и личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».[19]

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало ( совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура – то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет как она будет использована».[20] 

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

Заключение.

В настоящее время Россия переживает трудные времена, то политический, то экономический кризисы сотрясают страну, но именно теперь как никогда важно выстоять в этой далеко не простой ситуации, сохранив все демократические завоевания. Ведь Россия провозгласила себя правовым государством и в свете этого заявления, закрепленного в основном законе[N1] [N2] [21], призвано не последнюю роль сыграть право. Оно должно охранять и защищать общечеловеческие отношения, основанные на подлинной свободе и социальной справедливости. Ведь именно в таком обществе возможно реальное и всеобщее участие людей в управлении общечеловеческими процессами в соответствии с требованиями объективных законов исторического развития. Очень хочется, чтобы Россия, наконец, стала подлинным царством свободы и не только формально. Когда не материальное или должностное положение, социально-классовая принадлежность или партийность, а только его личные собственные качества, как свободной личности являются основой положения в обществе и государстве, поскольку только сама свободная личность должна стать высшей целью и конечным результатом исторического прогресса человеческого общества[22]. Но, к сожалению, в настоящий момент это только мечта, высокая и красивая, к которой надо стремиться, порой напрягая все душевные, а порой и физические силы, поскольку наше теперешнее положение дел не всегда соответствует тому, что написано в Конституции, а что уж говорить о мечте, но, тем не менее, к этому все же надо стремится не смотря ни на какие трудности. Прежде всего, потому, чтобы Россия не скатилась опять к тоталитаризму или еще хуже, к нашему «доморощенному» фашизму.

Список использованной литературы.

1)     Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. Издание 2-е, –М., 1994.

2)     Гумплович Л. Общее учение о государстве. –СПб., 1910.

3)     Еллинек Г. Общее учение о государстве. –СПб., 1908.

4)     Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. –М.,1908.

5)     Конституции РФ.

6)     Конституция Российской Федерации –М., Новая Волна, 1997.

7)     Коркунов Н.М. Лекции по общей тории права. –СПб., 1894.

8)     Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. –СПб., 1908.

9)     Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990. №10.

10)Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк –М., 1992.

11)Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

12)Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму –М., 1992.

13)О действенности государственной власти. Ежегодное Послание Президента России. «Российская газета» 1995 г. От 17 февраля.

14)Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В.В.Лазарева –М., Юрист, 1996.

15)Основы государства и права: Учебное пособие / под общей ред. С.А. Камарова –М., Манускрипт, Русь-90, 1996.

16)Основы государства и права: Учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. 2-е изд., перераб. и доп. –М., 1994.

17)Теория государства и права. Курс лекций // под ред. М.Н. Марченко. –М., Зерцало.

18)Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / под ред. Профессора М.Н. Марченко –М., Юридический колледж МГУ, 1995.

19)Теория права и государства: Учебник для вузов / под ред. Профессора Г.Н.Манова –М., БЕК, 1996.

20)Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. –М., 1917.

21)Туманов «правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе» «Государство и право» 1993.

22)Фриодмен Л. «Введение в американское право», Прогресс, –М., 1992.

23)Хвостов В.М. Общая теория права. –М., 1914.

24)Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М.,1993.

25)Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // государство и право.1993. № 8.




[1] О действенности государственной власти. Ежегодное Послание Президента России. «Российская газета» 1995 г. От 17 февраля стр. 3.

[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М.,1993. Стр. 34.

[3] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. Издание 2-е, -М., 1994, стр. 12-13.

[4] Алексеев С.С. Государство и право. -М., 1992. Стр. 10.

[5] Коркунов Н.М. Лекции по общей тории права. -СПб., 1894. Стр. 240.

[6] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. -М., 1917. Стр. 22.

[7] Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. -М.,1908. Стр. 4

[8] Хвостов В.М. Общая теория права. -М., 1914. Стр. 15.

[9] Гумплович Л. Общее учение о государстве. -СПб., 1910. Стр. 36.

[10] Еллинек Г. Общее учение о государстве. -СПб., 1908. Стр. 117-118.

[11] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. -СПб., 1908. Стр. 51

[12] Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // государство и право.1993. № 8.стр. 113.

[13] Основы государства и права: Учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1994. Стр. 8.

[14] Теория государства и права. Курс лекций // под ред. М.Н. Марченко. М.,- Зерцало. Стр. 228..

[15] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. Стр. 254-255.

[16] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. ч.1. Стр. 422.

[17] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990. №10. Стр. 16-17.

[18] Теория государства и права. Курс лекций // под ред. М.Н. Марченко. М.,- Зерцало. Стр. 260-261..


[19] Туманов «правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе» «Государство и право» 1993, стр.52

[20] Л.Фриодмен «введение в американское право», Прогресс, М., 1992 г. стр.11

[21] Гл. I ст. 7, Гл. I ст. 1 Конституции РФ.

[22] Указ. соч. под ред. В.А. Ржевского стр. 25.

 [N2]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.