Рефераты. Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану)






p> 1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.

Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

- население;

- корпорации;

- банки;

- другие финансовые и кредитные учреждения.

Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан

2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан

В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

1. Правительственный долг;

2. Долг Национального Банка Республики Казахстан;

3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.
Рассмотрим каждое из этих составляющих.

2.2. Правительственный долг
1. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики
Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.
Таблица: Данные о лимите правительственного долга в РК за 1998-2004 гг.
|Год |Сумма |Заданная |Законодательный акт, которым |
| |установленного |дата |установлена сумма лимита |
| |лимита | | |
| |правительственн| | |
| |ого долга, | | |
| |тыс.тенге | | |
|2004 |755 000 000 |31.12.2004 | |
| | | |Закон Республики Казахстан от 5 |
| | | |декабря 2003 года N 505-II |
| | | |О республиканском бюджете на 2004 год|
|2003 |702 000 000 |31.12.2003 | |
| | | |Закон Республики Казахстан от 12 |
| | | |декабря 2002 года N 362-II |
| | | |О республиканском бюджете на 2003 год|
| | | | |
| | | |(с изменениями, внесенными Законом РК|
| | | |от 12.06.03 г. N 438-II) |
|2002 |750 000 000 |31.12.2002 | |
| | | |Закон Республики Казахстан от 15 |
| | | |декабря 2001 года N 273-II |
| | | |О республиканском бюджете на 2002 год|
|2001 |615 000 000 |31.12.2001 | |
| | | |Закон Республики Казахстан 22 декабря|
| | | |2000 г. N 131-II |
| | | |О республиканском бюджете на 2001 год|
| | | | |
| | | |(с изменениями, внесенными в |
| | | |соответствии с Законами РК от |
| | | |24.04.2001 г. |
| | | |N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II) |
|2000 |592 000 000 |31.12.2000 | |
| | | |Закон Республики Казахстан от 11 |
| | | |ноября 1999 года N 473-1 |
| | | |О республиканском бюджете на 2000 год|
| | | | |
| | | |(с изменениями, внесенными в |
| | | |соответствии с Законом РК от |
| | | |08.11.2000 г. |
| | | |N 95-II) |
|1999 | |31.12.1999 | |
| |деноминированны| |Закон Республики Казахстан от 16 |
| |й в иностранных| |декабря 1998 года N 318-1 О |
| |валютах в | |Республиканском бюджете на 1999 год |
| |сумме, | |(внесены изменения и дополнения |
| |эквивалентной 2| |Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; |
| |950 017 тыс. | |от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 |
| |долл. США и | |г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1) |
| |деноминированны| | |
| |й в | | |
| |национальной | | |
| |валюте в сумме | | |
| |110 907 437 | | |
| |тыс. тенге. | | |
|1998 |344700000 |31.12.1998 | |
| | | |Закон Республики Казахстан от 9 |
| | | |декабря 1997 года 201-1 О |
| | | |республиканском бюджете на 1998 год |

2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан
2. Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга» дано определение долга Национального
Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных
Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики
Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка
Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка
Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения
Национальным Банком программных займов1 от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

- аффинированного золота;

- валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;

- простых и переводных векселей в иностранной валюте;

- ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;

- других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:
. покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;
. покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов

Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;
. поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;
. поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком

Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;
. кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;
. поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком

Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке

Казахстана.

Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком
Казахстана путем:
. продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно- кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
. осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка

Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета)

Национального Банка Казахстана;
. продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;
. возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;
. списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).
Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:

1. Международный валютный фонд (МВФ);

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

3. Международная финансовая корпорация (МФК);

4. Международная ассоциация развития (МАР);

5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);

6. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

8. Азиатский банк развития (АБР);

9. Исламский банк развития (ИБР).
РК является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении
МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении
ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства
Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с
Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде,
Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан:

. уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.