Рефераты. Государственный аппарат






p> В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных
(апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.
Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.

В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.
Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В
Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены
Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов государственной власти.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.
В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности.
Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в
Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других — государственными и церковными нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

3. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами
(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.
На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны,
Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни мирового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне,
Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии не о б н но- морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил
США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные, связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются высоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью и высокими боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный аспект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную целостность государства независимо от интересов различных партий и политических течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении экологической безопасности человека.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: "Дабахов,
Ткачев, Димов", 1995. – с. 384


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.