Рефераты. Государственное и национальное устройство






p> Российские политики считают, что федерация обеспечивает разделение властей по вертикали и создает систему противовесов, которая препятствует узурпации власти и диктатуре. Однако никто и ничто, в сущности, не мешает установить в унитарном государстве процедуры разрешения конфликтов между центральными и региональными органами государственной власти в судебном порядке, которые исключают чисто административно-бюрократическое вмешательство "сверху", как, например, в унитарной Франции. Федеративное устройство Пакистана, Нигерии, ряда латиноамериканских стран в то же время не защитило их народы от авторитаризма и диктатуры федеральных властей и военных переворотов. Наоборот - унитаризм Великобритании, Швеции,
Финляндии, Франции, Дании убедительно показывает силу правовых институтов.

Следовательно, главное в развитии государства - не его внутреннее устройство, а государственный режим его функционирования. Он, как известно, выражается в средствах и способах властвования, в демократическом или антидемократическом характере его воплощения в жизнь.1

Вот почему рассуждать о подлинном федеративном устройстве в недемократическом государстве, по мнению правоведа Ф. Раянова, это такая же нелепость, как и настаивать на федеративном устройстве в демократическом государстве. "Поэтому общественно-политическую мысль в перспективе все больше должна занимать сущностная сторона государства (какие интересы преобладают в деятельности государства), а не столько федеративное или унитарное его устройство", считает Ф. Раянов. По мере демократизации российского общества, развития его гражданских институтов и расширения правовых основ государства, признаки федеративного государства, согласно авторскому пониманию, все больше будут играть формальную роль.
Следовательно, спор о том, что для России более "органично" - унитарное или федеративное государственное устройство, закончит только время. По существу, ключевой проблемой в формировании современного Российского государства является построение дееспособной демократически-правовой государственности, подконтрольной народной воле и гражданскому обществу.
Именно в этом и заключается принципиальный смысл современного государственного становления России.1

Другими словами, федерация - не самоцель. Мировой опыт государственного строительства показывает, что федерализм любой ценой - это требование незрелого общества. Такое требование обычно выдвигается в чисто политических целях отдельными группами и людьми, стремящимися к власти любой ценой вплоть до разрушения единого государства. Для них проблема федерализма является, как правило, средством достижения личных интересов - власти и собственности. При этом истинное предназначение федерализма для этих групп людей остается неизвестным, а, следовательно, и невостребованным. Во многом, поэтому в нынешней практике формирования российского федерализма много риторики о необходимости строительства подлинной федерации, но мало понимания ее истинного смысла.

Власти Башкирии, например, понимают формирование подлинной федерации исключительно как "налаживание межгосударственных отношений в рамках
Федерации, которая только начинает строить цивилизационные отношения с суверенными государствами в своем составе".

Подобные "федеративные" концепции, естественно, противоречат как историческому, так и современному опыту развития мирового федерализма.
Между тем, стержневые основы подлинной федерации заключаются, в первую очередь, в том, что субъекты федерации нигде в мире не обладают суверенитетом. Суверенные государства не могут быть членами федерации.

Все федерации (кроме бывших СССР, Югославии и Чехословакии, а также нынешней Российской Федерации, некоторых штатов Индии и сообществ Бельгии) построены на территориальной основе. Главным для них является не национальный вопрос, а проблема децентрализации, разделения властей между федеральным центром и субъектами. И наоборот, зацикленность на национальной проблематике привела к краху названные социалистические федерации Восточной
Европы.

Стратегической тенденцией современного федерализма является интеграционная политика. Субъекты федерации не имеют права на отделение, на самовольный выход из федерации, на так называемую сецессию. Обеспечивается равенство прав граждан любого субъекта федерации на территории всей федерации. Существует единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституции.
Закон субъекта федерации не может противоречить федеральному закону.
Разграничение предметов ведения между органами государственной власти федерации и ее субъектами производится Конституцией или федеральными законами. Мировая практика современного федерализма не знает договорных федераций.

Таким образом, если исходить из мировой практики федерализма, то следует признать, что Россия, во-первых, только вступила на путь построения федерации. Во-вторых, на этом пути она игнорирует коренные закономерности развития истинного федерализма.

"Любое государство может продержаться некоторое время, игнорируя исторически сложившиеся принципы федерализма, - отмечает правовед В.
Туманов. - Но наступает момент, когда диалектика срабатывает, и закономерности начинают за себя мстить. Это может быть через пять или даже десять лет". Драматизм судьбы российского федерализма, по мнению Туманова, заключается в том, что та тактическая целесообразность, к которой государственная власть прибегает сегодня в строительстве Российской
Федерации, имеет серьезные отрицательные стороны в стратегической перспективе.

Таким образом, спор унитаризма и федерализма разрешит только время. Тем не менее, очевидно, что одной из главных опасностей российского государствостроения является неизжитая еще практика "социалистического федерализма".

В этой связи историк и этнолог В. Тишков замечает, что нужно откровенно и как можно раньше признать: никакие паллиативы "правильной" ("научной",
"мудрой", "взвешенной" и т.п.) так называемой "национальной политики" не спасут российскую государственность от конфликтов, которые порождаются
"этнизацией государственности" и "огосударствлением этничности". 1

Пришла пора четко определить приоритеты государственной стратегии в развитии российского федерализма. Утешительная декларация, согласно которой
"федерализм есть территориальная форма демократии", должна смениться осознанием того, что этнический экстремизм, заложенный в некоторых конституционных фразах, и практика "договорной федерации" должны быть нейтрализованы во имя спокойствия и блага россиян, во имя самого будущего
России", - пишет В. Тишков.

Основной принцип демократизации российского федерализма, согласно позиции автора, состоит в постепенной деэтнизации государственности и разгосударствлении этичности. "Гражданская российская нация, образуемая реальным многообразием всех народов России - вот подлинный субъект демократического и правового российского федерализма", - подчеркивает
Тишков.

Важно обратить внимание, что предлагаемая известным историком и этнологом формула: российская нация - не многонациональный народ, а полиэтническая нация как согражданство - отвечает не только требованиям современной теории национальных отношений, международным правовым нормам, но и мировой практики.

Рассматривая российскую нацию как полиэтническое и многокультурное образование, В. Тишков полагает, что ее государственное оформление в виде федерации не отменяет, а предполагает учет интересов и прав российских народов, в том числе и через государственные образования в форме республик
- субъектов федерации. Но при этом сама республиканская государственность не является собственностью "коренной нации", а есть форма самоопределения всех граждан республики, равно как общероссийская государственность является формой самоопределения граждан страны. Преодоление этнонационализма возможно не через радикальный отказ от национальной государственности, полагает Тишков, а, наоборот, через расширение полномочий всех субъектов федерации и утверждение в них полного гражданского равноправия.

Следовательно, федерализм не означает наделение этнических групп
"своей" государственностью, а делает институты власти государства ближе и чувствительнее к запросам и интересам культурно различных групп, живущих в одной стране.

Таким образом, проблемы национальной безопасности России в ее государственном строительстве объективно требуют восстановления исторической связи времен, преодоления кризиса идентичности России, теории и практики "социалистического федерализма". Все это позволит укрепить российскую государственность и понять мысль И. Ильина о том, что наше
Отечество есть не пустое слово и не просто единое государство, - но система духовного единства. 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить «унитарное государство
– это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции» Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически, по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д

Библиографический список:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Росс.газета. –1993. – 25 дек.
1. Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее/ Ю.П. Аверин //Вестник Московского университета. - 1999. - №7.

2. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организации государственного пространства России / А.Б. Зубов //Политические исследования. - 2000. - №5.
3. Крылов Б.С В. Тишков. Федерализм и его будущее / В. Тишков. //Журнал российского права. - 1999. - №1.
4. Моммен А. Заявка Путина на власть: конец российского федерализма? / А.

Моммен //Политические исследования. - 2000. - №5.
5. Проблемы и перспективы российского федерализма: [фрагмент из доклада, подготовленным Советом по внешней и оборонной политике, Экспериментальным институтом и Межрегиональным фондом информационных технологий] // Власть.

- 1998. - №12.
6. С каким характером федерализма Россия подходит к ХХI веку: [по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российского федерализма»] //Экономист. - 1998. -

№6.
7. Синюков В.Н. О форме федерации в России / В.Н. Синюков //Государство и право. - 1993. - №5.
8. Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. / С.Г. Туронок

//Общественные науки и современность. - 2000. - №2.
9. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., - 1992.
10. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. / В.А.

Четвернин //Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2.
11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. / В.Е. Чиркин

//Российский юридический журнал. - 1993. - №2.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Форма государственного устройства.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

-----------------------
1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство.
//Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2. c. - 4.
1 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. //Российский юридический журнал. - 1993. - №2. с. – 13.
1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство.
//Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2. с. - 5.
1 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. //Российский юридический журнал. - 1993. - №2. с. - 17.

1 Синюков В.Н. О форме федерации в России //Государство и право. - 1993. -
№5. с. - 23.
1 Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные науки и современность. - 2000. - №2. с. - 15.
1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 5.

1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 8.
1 Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организации государственного пространства России //Политические исследования. - 2000.
- №5. с. - 16.
1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 9.
1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 9.
[1] Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные науки и современность - 2000. - №2. с. - 17.
1 Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные науки и современность. - 2000. - №2. с. - 18.
1 Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организации государственного пространства России //Политические исследования. - 2000.
- №5. с. - 20.
1 С каким характером федерализма Россия подходит к ХХI веку: [по материалам
Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российского федерализма»] //Экономист. - 1998. - №6. с. - 12-13.

1 Крылов Б.С. В. Тишков . Федерализм и его будущее //Журнал российского права. - 1999. - №1. с. - 5.

1 Крылов Б.С В. Тишков. Федерализм и его будущее //Журнал российского права. - 1999. - №1. с. - 7.


-----------------------

Форма государственного устройства.

Административные федерации.

Централизованные государства.

Федеративная.

Унитарная.

Национальные федерации.

Децентрализованные государство.

Наличие только одной общегосударственной конституции

Деление страны осуществляется исключительно по административно- территориальному признаку

Единство и однородность территории

Имеется единая территория и единая (централизованная) система государственной власти


Унитарными, как правило, являются небольшие территории государства с компактно проживающим однородным населением.
Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швейцария,
Португалия, Италия Франция, Венгрия.

У

Н

И

Т

А

Р

Н

О

Е

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

Т

В

О


Единая денежная система

Органы административно-территориальных образований подчиняются центральной власти

Наличие единых для всей страны высших органов государственной власти

Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства
(т.е. государств в государстве)

Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства

Наличие единой системы законодательства

Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру

Единое гражданство для всей страны

Общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая политика

Особой разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.