Рефераты. Формы (источники права)






p>    Оперативно-розыскная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об оперативно-розыскной деятельности (Ст.17). Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности»)[33].  

    Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают нормативные (подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым соблюдается одно из требований законности – верховенство закона. В ст.7 Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства»[34].

   Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты.

    Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результате разрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актов применения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от нормативно-правовых актов-источников права:

v    нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

v    нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на строго определенный круг
общественных отношений;

v    нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее  неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как правоприменительные акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

v      действие правоприменительного акта органа внутренних дел останавливается с прекращением существования конкретных общественных отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом.

    Издание нормативных актов органов внутренних дел связано с осуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку в ходе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественных отношений[35]. Нормативные акты используются следующим образом:

v    во –первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию своих главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их участия в осуществлении функций Министерства, закрепляет их функциональные обязанности;

v    во-воторых, нормативными актами МВД определяется порядок и основные формы организации деятельности органов внутренних дел (их работников) по отдельным направлениям или вопросам работы.

    Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти и государственного управления для единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных актов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма. Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по кругу лиц, продляют или прекращают их действие[36].  Формы нормативных актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего положения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самих органов внутренних дел, так и других органов государственного управления. Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени. Основные виды актов:

v    Инструкции – акты, содержащие систематизированные правовые нормы. Они издаются, как правило, на длительное время и регулируют устойчивые отношения в сфере организации и охраны общественного порядка.

v    Положения – акты, в которых систематизировано изложены правовые нормы. Наиболее распространено издание положений, определяющих компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или должностных лиц.

v    Правила – акты, в которых систематизированы нормы, устанавливающие порядок совершения отдельных видов деятельности органов внутренних дел или их работников.

v    Уставы представляют собой своды правил, определенные задачи, обязанности, права и основные формы организации и деятельности отдельных служб внутренних дел.

v    Наставления – своды правил, определяющие задачи и организацию конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников, а также порядок осуществления их[37].

    Также правотворческий орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противоправное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.

    В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая[38].

    В своей деятельности органы внутренних дел опираются также на международные договоры.

Заключение

    Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырех разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан нормативным актам, в частности видам нормативных актов в Республике Беларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту, правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основе деятельности органов внутренних дел.

   При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и учебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.  

    Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.                                                                  

    Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

    В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные договоры и доктрина.

    Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью другими социальными нормами.

    В  любом  современном   государстве  источники  права (и  прежде  всего  законы)  упорядочены, но  вместе  с  тем  они  вряд  ли  составляют  строгую  систему, особенно  акты  подзаконного  нормотворчества, правовые  обычаи  и  прецеденты. Скорее  всего, это  совокупность  нормативных  и  иных  юридических  актов, устанавливающих  определенный  правовой  режим.

    Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.

    Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего общественного производства и распределения общественных благ.

    Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от государства.


Приложение

Виды источников права:

 

 

Правовые

 обычаи

 

 

Нормативно-правовой акт

 

 

Религиозные (священные) писания

 

 

Нормативный

договор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.