Рефераты. Формы государства






            Конституция провозглашает Италию демократической республикой,основанной на труде. Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. Президент,как глава государства и представитель национального единства,наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями,свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики. В сфере законодательной президент обладает правом созыва парламента на черезвычайные сессии,правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. «Президент республики,гласит ст. 74 конституции,-может до промульгации закона  мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если палаты вновь одобрят закон,он должен быть промульгирован».

            Все акты президента нуждаются в контрасигнатуре предложившего их министра,который несет за них ответственность. Конституция особо оговаривает

(ст 89), что все акты,имеющие силу закона,скрепляются также подписью председателя совета министров.

            Конституция предоставляет президенту право участия в формировании итальянского правительства. Итальянское правительство формируется парламентским путем. Особенностью итальянской парламентарной республики является то,что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента,как это обычно бывает,а перед обеими палатами.



            2.8. Смешаные формы правления.



В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления,которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешаных формах правления, в которых сочетаются различные элементы,порою крайне противоречивые.

Существуют такие формы правления,которые сочетают в себе элементы как парламентарной,так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешаной республиканской формы правления является V Республика Франции. По коституции Франции 1958 года президент избирается гражданами  и  руководит  правительством, что  характерно  для  президентской республики.  В то же время назначаемое  им  правительство  должно  пользоваться  доверием нижней   палаты   парламента,  что характерно  для  парламентарной  республики.  Вместе   с   тем президент  может  распускать  национальное  собрание по своему усмотрению,  что не характерно  ни  для  той,  ни  для  другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт,  эта  форма  правления  эффективна  при условии,   что  правительство,  опирающееся  на  парламентское большинство,и президент  придерживаются  одной  политической ориентации.  В  противном  случае  между Президентом,  с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой,  может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом  ряде стран президент избирается гражданами,  что характерно  для  президентской   республики,   и   имеет   ряд полномочий,   дающих  ему  возможность  активно  вторгаться  в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Существуют и такие форма правления,которые сочитают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером является форма правления Малайзии. По конституции 1957г Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии- выборную (избирательную) монархию. Глава Малазийской Федерации является монархом,но он получает свою власть не в порядке престолонаследия,а избирается сроком на 5 лет советом правителей,входящих в состав федерации 9-ти монархических государств.

Согласно конституции монарх назначает премьер-министра,а по его совету - министров,но это чисто формальное положение,т.к. правительство Федерации Малайзия несет коллективную ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Форма правления в Малайзии- сочетание монархии и республики,но республиканский элемент не существенен.

3.Формы государственного устройства в зарубежных странах.



Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

 Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.




3.1. Унитарная форма государственного устройства.



            Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо  местных органов.

            Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

            Далее - единое гражданство. Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность.Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

            Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

            В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

            В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

            Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами.

            Присущая всем унитарным государствам централизация может  проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля  осуществляет центральная власть за местными органами различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое  унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

            Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

            К числу унитарных государств относятся Великобритания,Франция,Италия,Швеция,Норвегия,Финляндия,Греция,Испания,Нидерланды,Португалия,подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки,Камбоджа,Лаос,Таиланд,Япония и ряд других стран.



3.2.Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

            Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.