Рефераты. Форма (источники) права






          3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

          4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

          5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;

         6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

        7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию;

        8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата;

       9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.


3. Система нормативных актов в Российской Федерации.

              Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система. Эта система характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

              Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления, т.е. референдумы. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

              В зависимости от особенности правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

ü      нормативные акты законодательных органов;

ü      нормативные акты исполнительных органов;

ü      нормативные акты правоохранительных органов;

ü      нормативные акты органов местного самоуправления;

ü      нормативные акты контрольно-надзорных органов;

ü      нормативные акты, принятые в порядке референдума.

              В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

ü      общефедеральные;

ü      акты субъектов Федерации;

ü      акты органов местного самоуправления.

              В зависимости от срока действия различают:

ü      акты неопределенно длительного действия;

ü      временные акты.

              В зависимости от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:

ü      принятые государством;

ü      санкционированные государством;

ü      признанные государством.

              По юридической силе нормативно-правовые акты классифицируют:

ü      законы;

ü      подзаконные нормативные акты.

              Таким образом, общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативно- правовые акты. Такое деление отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержание законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

4. Заключение.

              Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.                                                                  

              Например,  юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.

              Юридическими источниками феодального права были и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), и, получившие особенно широкое распространение, религиозные правила (каноническое право, Коран), и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

              Пришедшая к власти буржуазия сохраняет в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев. Но, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом в качестве основной формы права становится нормативно-правовой акт, т.е. законодательство.

              Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.


 






 


Таблица 2

 


 

 

Виды нормативно-правовых актов в РФ

 





















Наименование органа, принявшего нормативный акт

Виды нормативного акта





Федеральный уровень

Государственная дума

Законы

Законодательство

Президент

Указы (распоряжения)

Правительство

Постановления (распоряжения)

Министерства, гос.комитеты, ведомства

Инструкции (приказы, циркуляры, письма)

Региональный уровень

Думы (законодательные собрания)

Законы

Губернаторы областей, краёв. Президенты республик

Указы

Администрации областей, краёв. Правительства республик

Постановления 

Местный уровень

Органы местного самоуправления

Решения




Организации

Корпоративные акты


  

5. Список использованной литературы.

1.      Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981 Т. II

2.      Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 2006

3.      Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – Юристъ,1997
















 

Таблица  1







Виды форм права

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.