Рефераты. Форма и структура конституции: сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза






p> Чтобы доказать, схожесть прав и свобод, закрепленных в конституциях, я приведу несколько примеров.

|Права и свободы |Россия |Испания |Италия |
|человека и | | | |
|гражданина. | | | |
|1. Право на жизнь.|Статья 20.1. |Статья 15. | |
| |Каждый имеет |Все имеют право | |
| |право на жизнь. |на жизнь, на | |
| | |физическую и | |
| | |моральную | |
| | |неприкосновенност| |
| | |ь и ни в коем | |
| | |случае не могут | |
| | |подвергаться | |
| | |пыткам или | |
| | |негуманным или | |
| | |унизительным | |
| | |наказаниям. | |
|2. Свобода и |Статья 22.1. |Статья 17.1. |Статья 13. |
|личная |Каждый имеет |Каждый человек |Свобода личности |
|неприкосновенность|право на свободу|имеет право на |ненарушима. |
|. |и личную |свободу и | |
| |неприкосновеннос|безопасность. | |
| |ть. |Никто не может | |
| | |быть лишен своей | |
| | |свободы иначе, | |
| | |как в | |
| | |соответствии с | |
| | |положениями | |
| | |настоящей статьи | |
| | |и в случаях и | |
| | |форме, | |
| | |предусмотренных | |
| | |законом. | |
|3. |Статья 25. |Статья 19.1. |Статья 14. |
|Неприкосновенность|Жилище |Испанцы имеют |Жилище |
|жилища. |неприкосновенно.|право свободно |неприкосновенно. |
| |Никто не вправе |избирать свое | |
| |проникать в |местожительство и| |
| |жилище против |передвигаться по | |
| |воли проживающих|национальной | |
| |в нем лиц иначе |территории. | |
| |как в случаях, | | |
| |установленных | | |
| |законом. | | |

Такое сравнение можно проводить очень долго. Схожесть этих прав и свобод объясняется тем, что во всех конституциях демократических стран содержатся общепризнанные права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948г[5].

2.3 Федеративное устройство.

В главе 3 Конституции РФ развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл.1, где, в частности, говорится, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Эти положения необходимо учитывать при рассмотрении гл.3. Но при этом надо иметь в виду, что некоторые вопросы, имеющее прямое отношение к федеративному устройству нашей страны, рассмотрены не только в главе 3, но и в последующих главах
Конституции.

Эту главу, конечно же, надо сравнивать с конституциями стран, в которых тоже федеративное устройство, я возьму для примера Федеративную
Республику Германии и Австрию. В Конституции ФРГ федеративному устройству посвящен раздел II, который называется «Федерация и земли», но опять нельзя забывать, что это не единственный раздел, многие его положения конкретизируются в последующих главах. В Конституции Австрии федеративному устройству не посвящена отдельная глава, но это не значит, что этих положений там вообще нет, просто они не обособлены в отдельную главу.

Глава 3 Конституции РФ состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты Федерации и, тем самым, констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего. Такое же перечисление есть и в ст.23 Конституции ФРГ.

Как и во всякой федерации, в РФ разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В ст.71 закреплен круг вопросов, которые относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Предметы же ведения субъектов РФ в Конституции не перечислены. Такого четкого разграничения нет ни в Конституции ФРГ, ни в
Конституции Австрии, полномочия Федерации и ее субъектов там перемешаны.

2.4 Президент.

В ст. 5, 10 и 11 гл.1 раскрыты значение и сущность принципов разделения властей. Каждой из этих властей в Конституции РФ посвящена отдельная глава. Логика построения Конституции соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально принадлежит многонациональному народу РФ (ст.3). То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует гл.4 «Президент
РФ», объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов РФ, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти РФ.

Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент
Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства.

Согласно ст.80, Президент РФ является главой государства. Надо заметить, что в конституциях многих стран, например Франции, ФРГ, термин
«глава государства» вообще не используется. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не правит» и его функции внешне носят представительский характер. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской или полупрезидентской (Франция) республики, то оно идет на создание сильной власти президента. Исходя из этого, можно сделать вывод, что положение Президента России больше всего похоже на положение Президента
Франции.

2.5 Парламент.

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ.
Согласно ст.11 Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть в нашей стране.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и
Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, т.к. это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст.95.2). Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст.95.3), которые избираются народом. Такой же порядок образования парламента существует и в ФРГ, ст.38(1)гласит: «Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием[6]». А в ст.51 говорится о составе верхней палаты:
«Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их правительств[7]».

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального
Собрания, установленные Конституцией:

1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат

Федерального Собрания. Эти полномочия закреплены в ст. 102-103. Не в одной конституции стран Европейского Союза нет такого четкого разграничения полномочий, это свидетельствует о высокой техники

Конституции РФ.

2. Связанные с организацией деятельности палат (ст.101). Эта группа полномочий есть практически в каждой конституции. Например, в

Конституции Греции этому посвящена целая глава, которая так и называется «Организация и деятельность Палаты Депутатов», а в

Основном законе Испании хватило одной статьи, чтобы регламентировать организацию и деятельность палат (ст.72.1).

3. Полномочия по принятию федеральных законов (ст.105-107). В принципе, процедура принятия федеральных законов в России ничем не отличается от процедуры принятия таких же законов в других федерациях. Согласно ч.1 ст.105 федеральные законы принимаются

Государственной Думой. Такое же положение содержится в ст.77

Конституции ФРГ. После принятия федерального закона

Государственной Думой, он, в течение 5 дней передается на рассмотрение верхней палате парламента. Такая же процедура предусмотрена Конституцией ФРГ, различается лишь срок передачи федерального закона. В ст.77 об этом сказано: «По принятии федеральных законов, они немедленно передаются Бундесрату через председателя Бундестага[8]». В Конституции РФ говорится, что федеральный закон вступает в силу, когда он принят Государственной

Думой, одобрен Советом Федерации, а затем подписан и обнародован

Президентом. Единственным отличием от этой процедуры в Основном законе ФРГ является то, что федеральный закон не нуждается в подписи Президента, и вступает в законную силу сразу же после одобрения Бундесратом (ст.78).

Правом роспуска Государственной Думы обладает Президент РФ (ст.84.а).
Это новый конституционно-правовой институт. Основаниями роспуска, в соответствии с ч.3 и 4 ст.117, являются: а) трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность Председателя правительства РФ; б) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству; в) выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о доверии является Председатель
Правительства. Этот институт есть и в других странах, где сильна власть президента, например Франция.

2.6 Правительство.

Практически во всех конституциях после главы, посвященной законодательной власти идет глава, в которой регламентируется деятельность органов исполнительной власти. Согласно ст.110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Заместители
Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Порядок организации и состав
Правительства РФ схож с порядком организации и составом Правительства
Италии. В ст.92 Конституции Италии говорится: «Правительство Республики состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют
Совет министров. Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его предложению, министров1». Такой же порядок предусмотрен
Конституцией ФРГ, Франции и конституциями многих других государств.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.