Рефераты. Форма государства






                           тва;

                       -   какого правовое положение этих частей и каковы вза-

                           имоотношения этих органов;

                       -   как строятся отношения между центральными и мест-

                           ными государственными органами;

                       -   в какой государственной форме выражаются интересы

                           каждой нации, проживающей на этой территории.


       По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

                                            -   унитарное;

                                            -   федеративное;

                                            -   конфедеративное;

                                            -   империя.


 

 

4.1 Унитарное государство

                                     

      Унитарное государство  -  это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

      

          Унитарное государство характеризуется следующими признаками:


                               -   унитарное устройство предполагает единые, общие

                                   для всей страны высшие исполнительные, предста-

                                   вительные и судебные органы, которые осуществ-

                                   ляют верховное руководство соответствующими

                                   органами;

                              -   на территории унитарного государства действует

                                  одна конституция, единая система законодательства,

                                  одно гражданство;

                              -   составные части унитарного государства (области,

                                   департаменты, округа, провинции, графства) госу-

                                   дарственным суверенитетом не обладают;

                              -   унитарное государство, на территории которого

                                  проживают небольшие по численности националь-

                                  ности, широко допускает национальную и законо-

                                  дательную автономию;

                              -   все внешние межгосударственные сношения осуще-

                                  ствляют центральные органы, которые официально

                                  представляют страну на международной арене;

                              -   имеет единые вооруженные силы, руководство ко-

                                  торыми осуществляется центральными органами

                                  государственной власти.


     Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

   К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.


4.2  Федерация   

 

        Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.

     Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

      Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые ха-рактерны для большинства федеративных государств.

   1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

    2.  В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

  3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

  4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

   5.  При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

  6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

       Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

       Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

                                                                                                                    

4.3  Конфедерация                    

                 

     Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

     При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

   В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

                         -   конфедерация не имеет своих общих законодательных,

                            исполнительных и судебных органов, в отличии от фе-

                            дерации;

                        -   конфедеративное устройство не имеет единой армии,

                            единой системы налогов, единого государственного

                            бюджета;

                        -   сохраняет гражданство тех государств, которые нахо-

                            дятся во временном союзе;

                        -   государства могут договориться о единой денежной

                            системе, о единых таможенных правилах, о межгосу-

                            дарственной кредитной политике на время существо-

                            вания союза.


       Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.


                                             4.4 Империя

      Империя – сложное государство, которое состоит из главы государства (метрополия) и ее колоний. Примером может быть Древне Римская империя.


5.  Формы государственного режима


     Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством.

       Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

      Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма  -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

         Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.


 

5.1  Антидемократические режимы                          

                                  

    Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

                       -   определяет характер государственной власти  -  это

                           соотношение государства и личности;

                       -   антидемократический режим характеризуется полным

                           (тотальным) контролем государства над всеми сферами

                           общественной жизни: экономикой, политикой, идеоло-

                           гией, социальным, культурным и национальным строе-

                           нием;

                       -   ему свойственно огосударвстление всех общественных

                           организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных

                            и др.);

                       -   личность в антидемократическом государстве факти-

                           чески лишена каких-либо субъективных прав, хотя

                           формально они могут провозглашаться даже в консти-

                           туциях;

                       -   реально действует примат государства над правом, что

                           является следствием произвола, нарушением законно- 

                           сти,  ликвидации правовых начал в общественной

                           жизни;

                       -   всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

                       -   игнорируют интересы государственных образований,

                           особенно национальных меньшинств;

                       -   не учитывает особенностей религиозных убеждений

                           населения.

         Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.


5.2 Демократический режим             


        Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.


     Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: 

                  -   режим представляет свободу личности в экономической

                      сфере, которая составляет основу материального благо-

                      получия общества;

                  -   реальная гарантия прав и свобод граждан, их

                      возможность выражать собственное мнение о политике

                      государства, активно участвовать в культурных, научных

                      и других общественных организациях;

                 -   создает эффективную систему прямого воздействия насе-

                      ления страны на характер государственной власти;

                 -   в демократическом государстве личность защищена от

                     произвола, беззакония, так как  ее права находятся под

                     постоянной охраной правосудия;

                 -   власть в одинаковой степени обеспечивает интересы

                     большинства и меньшинства;

                 -   основным принципом деятельности демократического

                     государства является плюрализм;

                 -   государственный режим базируется на законах, которые

                     отражают объективные потребности развития личности

                     и общества.

 

   История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламенстской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

 

6. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима    

         Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

        Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

        Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. 


 


                                            


7. Вывод         


           Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себе три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государства и  форму государственного режима.

          Форма правления может быть монархией и республикой. В свою очередь монархия может быть: парламентская (Англия, Дания, Япония), дуалистическая (Кувейт, Арабские Эмираты), выборная (Малайзия), теократическая (Ватикан) и принципат (Древний Рим). А республика: президентская (США, Мексика), полупрезидентская (Украина, Франция), парламентская (Германия, Италия).

          Форма государственного устройства:

-         унитарное (простое) – это гос.строй, когда национально- государственные административные единицы не имеют автономии, суверенитета, независимости, всех признаков государства;

-         федеративное – административные единицы имеют свой суверенитет;

-         конфедерация – это объединение государств, которые для выполнения определенных задач;

-         империя – это сложное государство которое состоит из главы государства и ее колоний.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Список используемой литературы



1)   Хропанюк. В.Н.  «Теория государства и права»  Москва 1993г.


2)  «Общая теория права»  Учебник  Москва 1993г.


3)  «Государственное право буржуазных и освободившихся стран» 

       Учебник  Москва 1988г.


4)  «Общая теория права и государства»  Учебник  Москва 1994г.  




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.