Все приказы и локальные акты, издаваемые работодателем, должны соответствовать коллективному договору, региональным и отраслевым соглашениям. Кроме того коллективный договор на предприятии теперь будет только один, в отрасли – одно соглашение.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
Глава 8 Трудового кодекса регламентирует вопросы участия работников в управлении организаций. Право работников на такое участие, содержит в себе статья 52 нового Кодекса. В статье 53 перечислены основные формы участия работников в управлении предприятием, а также вопросы, по которым представители работников имеют право получать информацию от работодателя. Представители работников имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, которую удалось отстоять профсоюзам, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Нормы, установленные главой 9 Трудового кодекса, отсылают к новому Кодексу РФ об административных правонарушениях. При этом в ст. 5.28 последнего предусмотрена, в частности, ответственность за нарушение установленного срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения. В Трудовом кодексе таких норм нет. Кроме того если в Трудовом кодексе предусмотрена ответственность для лиц, представляющих работодателя либо работников, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность предусмотрена только для работодателя или лица, его представляющего. Привлекать к административной ответственности имеют право государственные инспекторы труда.
Выводы
В прежнем Кодексе законов о труде коллективному договору посвящена была лишь одна статья (седьмая). Все организационно-процессуальные аспекты разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений определялись в Законе «О коллективных договорах и соглашениях». Поэтому сам факт введения специального раздела «Социальное партнерство в сфере труда» в новый Трудовой кодекс России является важным для развития трудового права и российского законодательства в целом.[6]
Наличие законодательно обеспеченных прав и свобод партнеров создаст благоприятные условия для успешного социального сотрудничества. Социальное партнерство в России прошло за последние годы трудный путь возрождения и становления. Сегодня начинается новый этап его развития. Многие социальные проблемы уже сейчас решаются на договорной основе. В дальнейшем подобная практика начнет обширно развиваться, а круг рассматриваемых вопросов будет становиться шире.
II. Краткий обзор Федеральных Законов, касающихся социального партнерства в
России
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года
Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года
Согласно данному федеральному конституционному закону на Правительство Российской Федерации в области социальной сферы возлагаются следующие полномочия:
1. обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
2. принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
3. разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ;
4. обеспечение проведения единой государственной миграционной политики;
5. принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
6. содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятие мер по реализации молодежной политики;
7. взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями;
8. разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-Ф "Об объединениях работодателей"
Принят Государственной Думой 30 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 13 ноября 2002 года
Статьей 2 настоящего закона определяется право работодателей на создание объединений на добровольной основе без предварительного разрешения органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления.
При этом, государство содействует реализации права работодателей на объединение (объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей) в целях развития социального партнерства и проведении согласованной политики в сфере социально–трудовых отношений.
Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации.
Деятельность объединений основывается на следующих принципах:
- самостоятельного определения целей, видов и направлений своей деятельности;
- взаимодействия с профессиональными союзами и органами государственной власти в сфере социально - трудовых отношений на основе социального партнерства.
Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и других общественных организаций.
Члены объединения работодателей имеют равные права на:
o участие в формировании органов управления объединения работодателей;
o внесение на рассмотрение предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участие в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;
o участие в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально
- трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;
o помощь от объединения в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения, разработки локальных нормативных актов, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
Количество учредителей объединения работодателей определяется Законом как «не менее двух». Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Учредительными документами объединений работодателей являются уставы, определяющие наименование, цели и задачи объединения работодателей, место нахождения, порядок управления, права и обязанности членов и другие не противоречащие Конституции и законодательству Российской Федерации положения. Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей устанавливаются так же уставом объединения работодателей.
Объединение работодателей имеет право (по Статье 13):
- формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления;
- отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления;
- выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
- вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;
- иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.
Помимо этого, объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6