Рефераты. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц в РФ






p>
Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 № 662, Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009). Федеральный закон № 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ РФ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ РФ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 № 1263 ФКЦБ РФ разрешено издание информационного бюллетеня "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ РФ является их официальной публикацией.


Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", п. 6.1
Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 № 394-1 нормативные акты Банка
России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение
Банка России "О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов
Банка России" от 15.09.97 № 519 (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

Статья 6. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.

Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты
Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в
Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.


Прекращение действия НПА

Прекращение действия нормативных актов осуществляется, как правило, следующими способами:
1. истечением срока действия, на который был принят НПА;
2. прямой отменой НПА уполномоченным органом;
3. фактической заменой НПА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает правоприменительная практика, последний из перечисленных способов прекращения действия НПА, получил наибольшее распространение.
Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Вновь принятый НПА, как правило, распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:

. когда в самом НПА указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента принятия НПА;

. когда НПА смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.


Действие НПА в пространстве

Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1
Конституции РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

п.2. ст.4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Акты федеральных органов власти действую в пределах территориальных границ государства.

Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Статья 76 Конституции РФ:

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие НПА по кругу лиц

Действие НПА по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:
- во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
- во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ).

Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
- в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства;

- им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);

- представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покивув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.


Заключение

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.
Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Я надеюсь, что в настоящей работе нашел ответ на этот непростой и неоднозначный вопрос.

Список использованной литературы


1. Теория государства и права (курс лекций)// под ред. Н.И.Матузова,

Москва, Юристъ, 2001;
2. Общая теория права и государства // под ред. В.В.Лазарева, Москва,

Юристъ, 2000;
3. Действие закона// Ю.А.Тихомиров, Москва, 1992;
4. Язык закона // под ред. А.С.Пиголкина, Москва, 1990;
5. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.);
6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.

Окунькова Л.А.);
7. Соотношение права и закона (Г.Жилин, "Российская юстиция", N 4, апрель

2000 г.).

-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
Текст Конституции опубликован в "Российской газете" 25 декабря 1993 года
[2] "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
[3] "Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801.
[4] "Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1593.
[5] "Собрание законодательства РФ", 17.07.95, N 29, ст. 2757,
[6] "Собрание законодательства РФ", 30.11.98, N 48, ст. 5857,
[7] "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 05.08.1993, N 31, ст. 1224.
[8] "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
[9] "Собрание законодательства РФ", 10.07.1995, N 28, ст. 2639,
[10] "Собрание законодательства РФ", 27.05.96, N 22, ст. 2663,
[11] "Собрание законодательства РФ", 17.08.98, N 33, ст. 3967,
[12] "Собрание законодательства РФ", 26.03.2001, N 13, ст. 1216,
[13] "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895,
[14] "Собрание законодательства РФ", 08.01.1996, N 2, ст. 106,
[15] "Экономика и жизнь", N 42, 1997.
[16] "Таможенный вестник", N 14, 1997


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.