Рефераты. Аппарат государственной власти и его структура






Огромное внимание созданию и совершенствованию государственного аппарата уделял Ленин. В наличие совершенного и четко действующего государственного аппарата он видел необходимое условие решения задач социалистического строительства.

Вопросы совершенствования работы государственного аппарата находятся в центре внимания партии и правительства.

Намечая пути дальнейшего совершенствования государственного аппарата, КПСС указывает на необходимость неукоснительного соблюдения принципа подотчетности работников государственных органов, расширения выборности и конкурсной системы замещения должностей, последовательного осуществления коллегиальности в работе соответствующих звеньев государственного аппарата при персональной ответственности каждого руководителя.


§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются соответствующие реальностям жизни основополагающие начала, в соответствии с которыми он строится, функционирует и развивается. Принципы имеют объективную основу, коренятся в самой природе социалистического общественного строя и находят юридическое выражение в Конституции и других законодательных актах. В принципах социалистического государственного аппарата находят конкретное проявление его сущность и коренное отличие от аппарата эксплуататорских государств.

К числу основных принципов организации и деятельности социалистического государственного аппарата относятся следующие:

1. Всемерное вовлечение трудящихся в управление государством. Участия советских граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятия  законов и решений общегосударственного и местного значения представляет собой их конституционное право. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосования, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности и критиковать недостатки в работе[6].

Одно из конкретных проявлений рассматриваемого принципа – участие граждан в борьбе с правонарушениями. Формы этого участия весьма разнообразны: и добровольные народные дружины по охране общественного порядка, и товарищеские суды, и общественные пункты охраны порядка по месту жительства населения, и Светы профилактики правонарушений на предприятий и др.

2. Демократический централизм. Основной смысл этого конституционного принципа заключается в том, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата органически соединены 2 начал: государственное руководство обществом из единого центра и широкая инициатива местных органов власти и управления[7].

Демократический централизм означает демократически порядок образования и функционирования государственного аппарата; участие трудящихся в контроле за деятельностью государственных органов; ответственность нижестоящих органов перед вышестоящими; обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих; сочетание централизованного государственного руководства с широкой самостоятельностью, инициативой местных органов государства; контроль вышестоящих органов за выполнению своих решений нижестоящими органами; строгую дисциплину в деятельности всех органов сверху донизу.

Важной формой проявления принципа демократического централизма является «двойное» подчинение исполнительно-распорядительных органов: каждый из этих органов подчиняется (по вертикали) вышестоящему органу управления и одновременно (по горизонтали) – образовавшему его представительному органу власти. Демократический централизм выражается также в сочетании в работе органов государства коллегиальности и единоначалия.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел имеет разные формы правления. Прежде всего, он означает наличие централизованной союзно-республиканской системы, объединяющей Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик и местные органы внутренних дел. Такая централизация необходима потому, что охрана правопорядка, борьба с преступностью и другими правонарушениями представляют собой общенародную задачу, решаемую повседневно в масштабах всей страны. Министерство внутренних дел СССР координирует и направляет усилия всех республиканских и местных органов внутренних дел, обеспечивая их взаимодействие и наиболее эффективное использование имеющихся в их распоряжении сил и средств.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел проявляется и в их подчинении и подконтрольности. Советам народных депутатов, а также органам государственного управления общей компетенции.

Интернационализм. Данный принцип означает, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата учитываются интересы всех наций и народностей страны. Принцип интернационализма проявляется уже в самом федеративном устройстве Союза СССР, позволяющем сочетать общее и особенное, интернациональное и национальное; обеспечивать единство интересов Союза СССР и каждой союзной республики. С учетом федеративного устройства Союза ССР строится вся система органов Советского государства.

Принцип интернационализма выражается также в формировании органов государства из представителей всех национальностей.

Социалистическая законность. Этот разработанный Лениным принцип означает точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение законов и основанных на них других юридических актов всеми, кому они адресованы.

Постоянное упрочнение законности – общая закономерность развития социалистического государства, необходимое условие решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Рассматриваемый принцип организации и деятельности социалистического государственного аппарата является конституционным принципом. Он закреплен в ст. 4 Конституции СССР. В соответствии с этой конституционной нормой все органы государства обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать, исполнять и применять законы; обеспечивать исполнение законов подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами; требовать от граждан исполнения возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей перед обществом и государством; вести последовательную борьбу с теми, кто совершает преступления и иные правонарушения.

Для органов внутренних дел и других правоохранительных органов принцип социалистической законности.

Охраняя общественный порядок, социалистическую собственность, имущество, жизнь, здоровье, права и свободы граждан, органы внутренних дел должны быть образцом строгого проведения во всей своей деятельности принципа социалистической законности.








Заключение.

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата  (механизма) государственной власти можно сделать следующий основополагающий вывод.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей,  местное самоуправление, права человека и т.д.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Список используемой литературы:

I. Правовые акты:

1.     Конституция Российской Федерации. – М.: 1993

2.     Конституция СССР

II. Библиография:

1.     Венгеров А. Б. «Теория государства и права: учебник для юридических вузов». – М.: 1998

2.     Головистикова А. Н. «Теория государства и права: вопросы и ответы». – М.: 2001

3.     Кошаров С. А. «Общая теория государства и права: учебник для студентов». – М.: 1998

4.     Лазарев В. В., Ляпель С. В. «Теория государства и права: учебник для вузов». – М.: 2000

5.     Малько А. В. «Теория государства и права в вопросах и ответах». – М.: 1999

6.     Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. – Том 1. Теория государства. – М.: 2000

7.     Протасов В. Н. «Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответа». – М.: 1999

8.     Советский энциклопедический словарь. – М.: 1979

9.     Спиридонов Л. И. «Теория государства и права. Учебник». – М.: 1997

10. Теория государства и права / отв. ред. А. И. Денисов. – М.: 1980

11. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова – М.: 1999

12. Хропанюк В. Н.  «Теория государства и права». Второе издание. – М.: 1998

13. Черданцев А. Ф. «Теория государства и права: учебник для вузов». – М.: 2002









[1] Гумплович Л. Указ. Соч. С 267

[2] Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 945

[3] Хропанюк В. Н. Указ. Соч. С. 105

[4] Теория государства и права / Отв. Ред. А. И. Денисов. М., 1980. С. 250

[5] Конституция Российской Федерации. Ст. 129.

[6] ст. 48, 49 Конституция СССР

[7] ст. 3 Конституция СССР


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.