Рефераты. Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА






Для выяснения отношения подростков к своему здоровью, здоровью других людей (половых партнёров, друзей), и отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом были выделены следующие блоки.

1. Боязнь собственного заражения ВИЧ-инфекцией (смотри рис.11).

Очень боятся заражения ВИЧ-инфекцией 80% подростков, не боятся заражения - 12%, и не осознают проблемы заражения 9%.

Рис.11 Степень боязни заражения ВИЧ-инфекцией.

Распределение величин рисков заражения ВИЧ-инфекцией выглядит следующим образом (смотри приложение, рис.12). Как высокий оценивают свой риск заражения 9%, средний риск - 9%, низкий риск заражения - 21%, риск отсутствует - 34%, затрудняются с ответом - 25%.

Боятся заражения 80%, тем не менее, самый большой процент респондентов (34%) не осознают опасность заражения. Такое осознание проблемы снижает бдительность подростков, возможно из-за нежелания вникать в эту проблему. Отсутствие настороженности и самоконтроля, в результате, может привести к возможности возникновения опасного поведения и заражение ВИЧ-инфекцией.

2. Предполагаемые модели поведения в случае заражения ВИЧ-инфекцией выглядят следующим образом (смотри рис.13): рассказал бы всё родственникам и предупредил своего сексуального партнёра - 61%, держал бы всё в тайне, но не подвергал других опасности - 13%, держал бы всё в тайне и намеренно распространял бы инфекцию («не всё мне одному страдать») - 2%, другое - 24%.

В качестве «других» моделей поведения подростки выделили:

- «начала бы лечиться», «обратилась бы к врачу и отгородила бы своих близких от этого заболевания»;

- «я бы никогда не заболел»;

- «жил бы как жил раньше»;

- «занимался бы всё больше и больше сексом»;

- «если болеешь такой болезнью, то и незачем жить вообще», «сдохла бы», «покончила бы жизнь самоубийством», «бросилась бы с речного моста», «убил бы себя, чтобы не заражать других, если бы не помогли лекарства».

Рис.13 Предполагаемые модели поведения в случае заражения ВИЧ-инфекцией

Это наглядно показывает, что поведение подростков будет развиваться по принципу «не навреди другому».

Для того, чтобы понять, какие складываются стереотипы поведения в отношении ВИЧ-инфицированных людей, были заданы следующие вопросы:

- «Если кто-нибудь из ваших родственников заразится ВИЧ-инфекцией, станете ли вы за ним ухаживать». Ответы распределились следующим образом: ответили «да» 67%, «нет» - 8%, «не знают» - 24%.

- «Если член вашей семьи заразится ВИЧ-инфекцией, будете ли вы держать эту информацию в тайне»: «да» ответили 64%, «нет» - 17%, «не знаю» - 19%.

Для выяснения отношения к больным ВИЧ-инфекцией из своего ближайшего окружения (друзья, одноклассники) были заданы вопросы:

- «Могут ли учащиеся, больные ВИЧ-инфекцией, посещать занятия вместе с остальными ребятами». Ответы распределились следующим образом: «да» ответили 16%, «нет» - 63% и «не знаю» - 21%.

- «Если кто-нибудь из преподавателей заразится ВИЧ-инфекцией, можно ли ему (или ей) в дальнейшем продолжать преподавание»: «да» ответили 17%, «нет» - 52%, «не знаю» 31%.

Отношение к незнакомым людям, больным ВИЧ-инфекцией выяснилось через следующие вопросы:

- «Будете ли вы общаться с вновь познакомившимся человеком, если он скажет вам, что он болен СПИДом»: «да» ответили 21%, «нет» - 49%, «не знаю» - 30%.

- «Если вы узнаете, что продавец в магазине болен ВИЧ-инфекцией, будете ли вы продолжать покупать у него продукты»: «да» ответили 10%, «нет» - 67%, «не знаю» - 23%.

Из этого можно увидеть, что подростки не столь категоричны в своих оценках, если это касается близких родственников и более категоричны в отношении «дальних лиц», то есть чаще всего «близкий человек» воспринимается как «объект, о котором необходимо заботиться и ухаживать», а «дальний» воспринимается как «источник возможного инфицирования» (смотри приложение, рис.14). Можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Вероятно, это зависит от уровня информированности подростков, так и существующих в обществе социально-психологических установок и представлений по отношению к проблеме распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в сообществе.

3. Было выяснено, какие чувства будут испытывать респонденты, если узнают, что рядом находится человек, больной СПИДом.

Общее отношение подростков к ВИЧ-инфицированным людям выглядит как сожаление - 46%.26% подростков относятся к ВИЧ-инфицированным без предубеждений; 20% подростков осуждают их в том, что произошло; 2% подростков избегают инфицированных людей, они им противны; и 6% подростков «всё равно» (смотри рис.15).

Рис.15 Отношение подростков к ВИЧ-инфицированным людям

Эти данные дают основание говорить о том, что уровень эмоционально-психологического восприятия угрозы заражения ВИЧ-инфекцией и элементы СПИДофобии зависят в большей степени от информированности по данной проблеме.

4. Только 36% подростков считают, что имеется какая-то связь между ВИЧ-инфекцией и поведением, образом жизни человека.9% считают, что такой связи не существует, и большая часть подростков (55%) не знают, есть ли связь или её нет. Это ещё раз подтверждает низкий уровень информированности подростков о ВИЧ/СПИДе.

Связь между ВИЧ-инфекцией/СПИДом и поведением человека, его образом жизни отражена в рисунке 16.

Рис.16 Связь между ВИЧ-инфекцией/СПИДом и поведением человека,

его образом жизни

Среди положительно ответивших подростков, признающих связь между ВИЧ-инфекцией и поведением человека, были получены следующие распространённые ответы:

- «человек сам кузнец своего счастья, всё дело в понимании и голове», «каждый человек должен задумываться над своим образом жизни, над своими поступками, которые совершает», «у некоторых людей бывает неадекватное поведение, что потом выливается в очень большие проблемы, типа болезни СПИД»;

- «если человек ведёт низменный образ жизни, спит с кем попало, то у него есть огромный риск заболеть ВИЧ», «нужно думать головой, когда хочешь с кем-то переспать или стать наркоманом», «ВИЧ чаще всего заражаются наркоманы и проститутки», «ведя распутный образ жизни, часто меняя половых партнёров, подсаживаясь на иглу, гораздо больше шансов заразиться ВИЧ, чем, ведя нормальный образ жизни, не зацикливаясь на различных искушениях».

Особенности влияния уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИД на формирование поведенческой культуры подростков.

1. В развитии линии поведения в отношении близких родственников чёткой корреляции между поведением и степенью информированностью по проблеме ВИЧ/СПИД не наблюдается (смотри рис.17).

Рис.17 Особенности влияния самооценки уровня информированности

подростков на поведение в отношении родственников

Чем скромнее подростки оценивают свои знания, тем в большей степени они склонны скрывать информацию о ВИЧ-инфицированности своих родственников, дабы уберечь их от незаслуженных упрёков (смотри рис.18).

Рис.18 Особенности влияния самооценки уровня информированности подростков на неразглашение информации об инфицированности члена семьи

Что касается поведения в отношении дальних лиц, то здесь наблюдается следующее. Те, кто уверены в скромности своих знаний по проблеме ВИЧ/СПИД, отстраняются от ВИЧ-инфицированных одноклассников «на всякий случай», чтобы случайно не заразиться ВИЧ-инфекцией (смотри рис. 19). Также это наблюдается и в отношении преподавателей и незнакомых лиц. Это не оптимальная модель поведения в отношении ВИЧ-инфицированности, но более безопасная для здоровья, по мнению самих подростков.

Рис. 19 Особенности влияния самооценки уровня информированности подростков на поведение в отношении ВИЧ-инфицированных одноклассников

2. Наблюдается парадокс. Для выработки поведенческой линии, предотвращающей ВИЧ-инфицирование, не обязательно иметь достаточные знания по проблеме ВИЧ/СПИД.

Рис.20 Особенности влияния самооценки уровня информированности подростков на выработку «защищающего» поведения

3. Те, кто нуждается в полной и подробной информации по проблеме ВИЧ/СПИД, стараются не рисковать (то есть не употреблять инъекционные наркотики, не вступать в небезопасные сексуальные связи), дабы избежать заражения ВИЧ-инфекцией (смотри рис.21).

Рис.21 Особенности влияния самооценки уровня информированности подростков на употребление наркотиков

В общем, можно сделать вывод, что информированность не всегда может оказывать решающее влияние на формирование ответственного поведения, ограждающего от заражения ВИЧ-инфекцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование ВИЧ-инфекции на данный момент является одной из самых главных медико-социальных проблем общества. Необходимо искоренить ту угрозу, которую несёт это заболевание. А чтобы справиться с ним, нужно знать о нём всё. Этого можно достичь путём искоренения предрассудков, в отношении ВИЧ-инфицированности, масштабного информационного потока на разных возрастных уровнях. Особым объектом наблюдения должны стать подростки в свой возраст открытий, экспериментов и сильных чувств. Таким образом, особенности подросткового возраста с характерными для него неразвитым чувством опасности, зависимостью от групп сверстников, поиском новых ощущений и склонностью к риску при низкой информированности о последствиях, становятся факторами риска наркомании и ВИЧ-инфекции.

Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИЧ-инфекция на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом.

Результаты проведенных исследований подтвердили все выдвинутые гипотезы. В целом, можно сделать следующие выводы:

1. Представления о вирусе иммунодефицита и СПИДе у подростков складываются недостаточно полные и верные. И подтверждается это тем, как подростки часто отождествляют ВИЧ-инфекцию и СПИД, а также, что вирус иммунодефицита передаётся как грипп.

2. Среди подростков существует определённый уровень неосведомлённости о возможном риске заражения ВИЧ-инфекцией. Подростки недостаточно информированы о путях передачи и способах защиты от ВИЧ-инфекции. Это создаёт благоприятные условия для распространения СПИДофобий, а с другой стороны, значительно искажает реальный механизм передачи ВИЧ-инфекции, затушевывая его стереотипными представлениями.

3. Достаточно низкий уровень информированности по данной проблеме объясняется основными источниками информации респондентов. Наблюдается противоречие между наличествующими и востребованными источниками информации. Большая часть подростков нуждается именно в лекциях специалистов (медиков), компетентных в данной области, а не друзей, информации от которых носит неадекватный и недостоверный характер.

4. Подростки достаточно реально представляют всю опасность, которая возникает из-за употребления наркотиков. Однако не все подростки знают, что одним из последствий наркомании является такое заболевание как СПИД, а это очень важно, так как основным путём заражения ВИЧ-инфекцией является наркомания.

5. Высокая оценка риска употребления наркотиков внутривенно и уже имеющийся таковой опыт у подростков, говорит о том, что достаточная информированность не всегда оказывает влияние на поведение человека. Возможно, это связано с невысоким уровнем общей культуры, от ценностей и норм, заложенных в человеке. Также, это подтверждается тем, как подростки легко совмещают наркотики и нравственность человека, считая их совместное пребывание приемлемым.

6. Можно заметить тенденцию смещения начала половой жизни к более ранним возрастам (13-14 лет), это объясняется причинами, имеющими как физиологический, так и психологический и социальный характер, которые предопределяют интенсивный темп развития современных подростков.

7. Большая часть подростков боятся заражения ВИЧ-инфекцией, тем не менее, самый большой процент подростков не осознают опасности заражения. Такое осознание проблемы снижает бдительность подростков, возможно из-за нежелания вникать в эту проблему. Отсутствие настороженности и самоконтроля, в результате, может привести к возможности возникновения опасного поведения и заражение ВИЧ-инфекцией. Это показывает, что подростки достаточно халатно относятся к своему здоровью.

8. Подростки не столь категоричны в своих оценках, если это касается близких родственников и более категоричны в отношении «дальних лиц», то есть чаще всего «близкий человек» воспринимается как «объект, о котором необходимо заботиться и ухаживать», а «дальний» воспринимается как «источник возможного инфицирования». Это зависит от уровня информированности подростков и существующих в обществе социально-психологических установок и представлений по отношению к проблеме распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в сообществе.

9. Выявленные доминирующие чувства по отношению в ВИЧ-инфицированным людям (сожаление, осуждение, «всё равно») предоставляют возможность говорить о неадекватном отношении к ним.

10. Лишь небольшая часть подростков считает, что существует связь между ВИЧ-инфекцией и поведением, образом жизни человека. Это ещё раз подтверждает низкую информированность подростков по проблеме ВИЧ/СПИД.

11. В отношении других людей (родственников, друзей, сексуальных партнёров) поведение подростков будет развиваться по принципу «не навреди другому». Это говорит о том, что поведенческая культура отношения к проблеме ВИЧ-инфицированности базируется на культуре отношения человека к себе и другим людям.

12. Можно сделать вывод, что информированность не всегда может оказывать решающее влияние на формирование ответственного поведения, ограждающего от заражения ВИЧ-инфекцией.

В связи с этим, существует необходимость проведения профилактических мероприятий среди подростков, а именно: проведение курсов лекций по проблеме ВИЧ/СПИД при участии специалистов (медиков) с дальнейшей проверкой знаний, обращение внимание на эту проблему на уроках биологии; выработка у подростков соответствующей культуры поведения, для предупреждения опасного поведения и предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Лениздат. 1968. с.299-300.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.