Рефераты. Занятость населения. Занятость населения во время кризиса. Занятость моряков во время кризиса






Вариант ответа

Все

Ежемесячный доход, руб.

до 14999

15000-24999

25000-34999

35000-44999

от 45000

да, готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а)

23%

12%

17%

21%

23%

29%

да, готов(а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям

29%

29%

29%

27%

29%

34%

да, готов(а) осваивать новую специальность с нуля

35%

44%

43%

40%

37%

23%

нет, я и так достаточно квалифицирован(а)

5%

2%

2%

4%

5%

8%

нет, не хочу / нет возможности

4%

7%

5%

3%

3%

3%

затрудняюсь ответить

4%

6%

4%

5%

3%

3%

Вариант ответа

Респонденты, имеющие постоянную работу

Респонденты, НЕ имеющие постоянной работы

да, готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а)

25%

20%

да, готов(а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям

28%

28%

да, готов(а) осваивать новую специальность с нуля

30%

37%

нет, я и так достаточно квалифицирован(а)

8%

5%

нет, не хочу / нет возможности

5%

5%

затрудняюсь ответить

4%

5%

Некоторые комментарии респондентов:

«Да, готов(а) осваивать новую специальность с нуля» - 35%

«Только при условии достойной оплаты и интересной работы. Лучше, конечно, частичная переквалификация по смежной специальности. Но учиться никогда не поздно».

«Всегда готова к новому, потому что это интересно и никогда лишним не будет. Человеческий мозг готов принимать информацию огромными объёмами!»

«Хочу стать психологом!»

«Мне надоели продажи - перехожу в творческую сферу!»

«Главное, чтобы работа нравилась и была интересной! Зарплата важна, но это вторично».

«Сейчас практически нет вакансий в той сфере, в которой я работала. Поэтому выхода у меня просто нет - придётся менять сферу деятельности».

«Кризис - самое время для изменения вектора».

«Да, готов(а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям» - 29%

«В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда я считаю целесообразным пройти обучение по смежным с моей основной профессией специальностям, а может, даже готов к освоению новой специальности с нуля».

«Необходим постоянный рост, нельзя стоять на одном месте».

«В моей сфере деятельности я считаю себя достаточно квалифицированным работником. Но учиться никогда не поздно».

«Учиться никогда не поздно! Даже если за плечами более 20 лет трудового стажа! Было бы желание».

«Да, готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а)» - 23%

«Я пытаюсь накопить деньги на повышение квалификации. В условиях кризиса это, к сожалению, трудноосуществимо, но я делаю всё для этого возможное».

«В данный момент я этим и занимаюсь».

«Совершенству нет предела».

«Необходимо наращивать потенциал и повышать квалификацию - этим и ценны специалисты в своих сферах деятельности».

«Уже этим занимаюсь с сентября! Кризис - самое плодотворное время для обучения и познания чего-то нового».

«Мне не хочется терять навыки в тех направлениях, где уже есть опыт».

«Нет, я и так достаточно квалифицирован(а)» - 5%

«Куда уж больше! Работаю инженером-электронщиком, а заодно и за механика, электрика и организатора».

«Нет необходимости, так как моё образование и моя профессия изначально связаны со сферой обслуживания».

«Нет, не хочу / нет возможности» - 4%

«Мне хотелось бы освоить новую профессию, но нет возможности».

«Нет материальной возможности».

Выводы по главе:

В первой главе мы операционализировали понятия, рассмотрели основные научные теории труда и мотивации, а также проблему трудоустройства во время кризиса. Изучили основные тенденции рынка труда и изменения в жизни трудящихся россиян за последние полгода. Проанализировав текущее состояние рынка труда «на берегу» и «в море», мы пришли к выводу о том, что раньше многие могли выбирать работу, важны были месторасположение работы, соцпакет, то сейчас это менее важно по сравнению с фактом сохранения работы. То есть выросла ценность работы как таковой. Однако нехватка моряков по-прежнему остается, и эта специальность остаётся одной из немногих, где работники диктуют условия контрактов.

Глава 2. Социологический анализ занятости моряков на рынке труда

1. Социологический анализ моряков как профессиональной группы

Одновременно с повышением интенсивности морского судоходства возрастала и аварийность мирового флота. К сожалению, деятельность человека, связанная с пребыванием в море, относится к категории наиболее опасных, и число несчастных случаев со смертельным исходом на морском флоте в 30 раз выше, чем в обрабатывающей промышленности, и в три с лишним раза выше, чем в горнодобывающей промышленности, которая традиционно считается наиболее опасной сферой деятельности человека. По статистике ежегодно каждое третье морское судно попадает в аварию, и в Мировом океане погибает до 200 тысяч человек ежегодно. По данным Международной морской организации Ильницкий К. «Морской рынок труда» Интернет сайт: http://www.seaman.com.ua, примерно 80 процентов всех аварий на море вызваны ошибками судоводителей, других членов экипажа, лоцманов, и других лиц, работающих в качестве члена экипажа морского судна.

С 2000 по 2008 год было проведено несколько исследований, касающихся, проблемы трудоустройства моряков. И мы рассмотрим ниже, но так же отметим, что в данный момент ситуация полностью противоположная описанной. Картину сегодняшнего дня мы увидим и проанализируем во второй главе.

Признаками современного рынка труда стали снижение регулирующей способности трудового права, произвол работодателей в трудовых отношениях. Подобные негативные тенденции, вызванные изменением отношений собственности, существенно снижают защитную функцию трудового права. В условиях перераспределения собственности и первичного накопления капитала работник стал рассматриваться работодателем как одно из средств для достижения собственной цели. Во многом подобные нарушения стали следствием отказа работодателей нести расходы на неприбыльные с их точки зрения мероприятия, такие как охрана труда, техника безопасности, страхование работников, обновление устаревшей и опасной для жизни техники. В российском морском флоте этот процесс виден наиболее рельефно. Несовершенная отечественная система налогообложения заставляет предпринимателей регистрировать бизнес в оффшорных территориях, избегая тем самым обязанности нести налоговое бремя в России. Именно в таких территориях (государствах) российские судовладельцы регистрируют принадлежащие им морские суда. Результаты этого процесса негативно сказываются и на российской экономике (казна не пополняется в результате неуплаты налогов), и на работниках, которые нанимаются к отечественному судовладельцу, но под «удобный» флаг и, следовательно, подчиняясь иностранному законодательству. «Удобными», или дешевыми, называются флаги государств, которые предлагают свою регистрацию судовладельцам других стран. Поскольку моряки имеют относительно низкий уровень возможностей профессиональной переориентации, они стремятся найти применение своим силам на судах под иностранными флагами. Только на Дальнем Востоке избыток плавсостава составляет порядка 12-15 тысяч моряков, из которых 3,5 тысячи - командного состава. В то же время наметившаяся в развитых странах тенденция массового ухода с флота, связанная с улучшением условий жизни на берегу, привела к тому, что дефицит командного состава на мировом флоте в 2003 году составлял 14%. Однако, несколько месяцев назад ситуация кардинально изменилась: кризис, задержки зарплат, массовые увольнения заставили людей оставить рабочие места на берегу, достать дипломы 10-летней давности и вернуться в море. Согласно данным Международной федерации судовладельцев, Россия занимает пятое место среди стран - поставщиков рабочей силы на суда под «удобным» флагом.

По данным International Shipping Federation (ISF), в 2000 году на мировом морском флоте работало более 1,25млн моряков, представлявших 150 стран. При этом многолетним лидером на рынке морской рабочей силы являются Филиппины, которые поставляли на флот около 20 % всех моряков.

На морском рынке труда ещё в начале 2008 года, при значительном избытке предложения рядового состава наблюдается растущий дефицит состава командного. При этом наиболее остро ощущалась нехватка самых квалифицированных моряков -- капитанов и старших механиков.

Это означает, что нехватка офицерского состава достигала 16 тыс. человек, в то время как избыток рядового плавсостава превышал потребности на 224 тыс. человек.

К чести нашей страны стоит отметить, что она является одним из лидеров в поставке на рынок офицеров.

Авторы исследования отмечали, что растет число офицеров из стран с меньшими морскими традициями и уровнем образования, из-за чего на судах все чаще возникают культурные и лингвистические барьеры.

Исследования также показали, что к 2000 г. продолжалось смещение центров поставки большей части рабочей силы на мировой торговый флот из Западной Европы, Северной Америки, Японии в страны Дальнего Востока, Восточной Европы и Индии. Если в 1995 г. моряки из наиболее развитых стран составляли 31,5 % всей мировой рабочей силы, то в 2000 г. -- лишь 27,5 %. При этом произошло существенное снижение числа младших помощников капитана и механиков из наиболее развитых стран.

Анализ возрастного состава офицеров из развитых стран, многие из которых занимают должности капитанов, старших механиков, показал: 40 % из их числа уже имеет возраст более 50 лет и 18 % -- более 55 лет. Уход их из флота без адекватной замены может иметь драматические последствия. Многие представители судоходных компаний утверждают, что через пять-десять лет большинство старших офицеров на мировом флоте будет из стран Азии и Восточной Европы. Но действительность не так проста, поскольку опросы показали: очень немногие офицеры, например, из стран Дальнего Востока или Индии соглашаются работать в море после 50 лет. Во всяком случае, для украинских и российских офицеров эта ситуация объективно является благоприятной для успешной карьеры на торговом флоте.

Если посмотреть на национальный состав моряков, то окажется, что всего 10 стран поставляют мировому флоту 51 % всех офицеров и 59 % рядовых. Лидируют здесь с большим отрывом Филиппины, «экспортирующие» около 230 тыс. моряков, за ними следуют Индонезия и Китай (по 80 тыс.), Турция (65 тыс.) и Россия (60 тыс.).

В 2008 году в Литве было проведено исследование мотивации мужчин, выбравших для себя морскую специальность Листопад Е. Моряк-профессия престижная.- «Клайпедский вестник» №29 (699) 2008. с.14-18. Было выявлено семь факторов в качестве мотивации при выборе профессии моряка. На первом месте идет экономическая выгода и возможность карьерного роста. Зарплаты моряков действительно несопоставимы с береговыми: у капитанов 5-15 тыс. евро в зависимости от типа судна, у матросов начиная с 1 тыс. евро. Второй фактор - эмоциональная привлекательность профессии моряка: интерес к кораблям, к морским путешествиям, морская романтика, наконец. На третьем месте стоит фактор престижности профессии: она нерядовая, особенная, очень ответственная и опасная. Многие из опрошенных указали, что моряки в Литве ценятся и что они нужны стране. А влияние близких как мотив при выборе профессии был назван немногими и занимает только седьмое место.

Как следует из опроса, студенты в отличие моряков в возрасте склонны придавать большее значение и ценить такие факторы, как востребованность профессии, перспективы развития морского транспорта, тенденция сокращения длительности рейсов. Если пожилые моряки согласны плавать по полгода, то молодежь от силы на два-три месяца. Им известны статистические данные: в мире насчитывается 466 тыс. морских офицеров, в 2005 году их дефицит составлял 10 тыс., к 2015 году возрастет до 27 тыс. Это связано со стремительным развитием судоходства, а также с естественным старением моряков, более 60 процентов которых - люди старше 40 лет. Кроме того, на Западе моряки ходят в море от силы 5-10 лет, а потом открывают свое дело на берегу. Нормальное явление. Такая же тенденция намечается и у нас. Поэтому иностранные судовладельцы согласны сокращать длительность рейсов, поднимать зарплату не только своим, но и литовским, польским, эстонским морякам, оплачивать их отпуска и обеспечивать социальными гарантиями - лишь бы плавали.

Как мы увидели, ещё до середины 2008 года ситуация в этой сфере деятельности была вполне стабильная, однако и в других секторах занятости всё шло гладко, производства активно работали и развивались, приносили хороший доход свои владельцам и наёмным работникам. Теперь рассмотрим результаты исследования, проведённого в апреле 2009 года.

2. Методика исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»

В связи уменьшением количества рабочих мест на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и увеличением количества желающих стать моряками, с момента начала экономического кризиса, нами было проведено исследование «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса». Изучались только моряки-граждане Российской Федерации, зарегистрированные в базе данных ЗАО «Балтик Гроуп Интернешнл Санкт-Петербург», занимающейся трудоустройством моряков на суда, работающие под иностранными флагами.

Формирование выборки и описание этапов исследования

Объект исследования- моряки

Предмет исследования- трудоустройство моряков

Генеральной совокупностью исследования являются моряки, работающие через крюинговые агентства, расположенные на территории Российской Федерации. Выборка является многоступенчатой. На каждой ступени используется систематический вероятностный отбор. Первая ступень отбора- моряки, занесённые в базу данных «ЗАО Балтик Гроуп Интернешнл Санкт-Петербург», вторая- моряки, имеющие гражданство Российской Федерации, так как моряки имеющие гражданство другой страны, чаще всего работают не более двух контрактов, через крюинговые агентства России.

Исследование проводилось 9 апреля 2009 года в два этапа:

1. Изучение социально-демографических характеристик моряков при помощи базы данных.

2. Глубинное интервью с моряками с целью проанализировать внутреннюю и внешнюю мотивацию моряков, экономические и социально- психологические факторы.

На первом этапе из базы поочерёдно выбирались различные индикаторы, характеризующие социально-демографические характеристики моряков. И выводился весь список моряков, чьи характеристики соответствовали заданным параметрам. Всего было проанализировано 5000 анкет моряков. Все они являются гражданами Российской федерации. Нами был проведён контент-анализ и сделаны выводы по каждому, проверяемому параметру, а так же по результатам анализа в целом.

На втором этапе выбирался каждый 5 моряк, пришедший в течение 1 дня в офис компании ЗАО «Балтик Гроуп Интернешнл Санкт-Петербург». Всего было опрошено 100 моряков.

Задачи, гипотезы и методы исследования

Главной задачей исследования было проанализировать факторы, влияющие на трудоустройство моряков во время кризиса.

В начале изучения нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Описательная: За последние полгода количество работающих предприятий на территории РФ резко сократилось, увеличилось количество безработных, которые решили вернуться к, полученным в молодости, морским специальностям.

2. Объяснительная: на сферу морских грузоперевозок мировой экономический кризис влияет так же, как и на все остальные сферы деятельности, поэтому далеко не все моряки, работавшие на берегу в последние годы, находят работу.

3. Кризис влияет на социально-демографические характеристики моряков

4. Большой поток вновь приходящих моряков не решает основной проблемы- дефицита высококвалифицированных работников- капитанов и старших механиков.

5. Чем больше человек в семье, тем сильнее мотивация моряка к работе.

6. Основная мотивация моряков в данный момент- материальная.

В ходе исследования использовалось два основных метода: изучение документов и глубинное интервью. Изучение документов было проведено с целью выявить основные социально-демографические характеристики моряков в целом по стране. Глубинное интервью проводилось с целью составить полную картину мотивации моряков.

3. Анализ результатов исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»

На первом этапе нашего исследования мы провели контент-анализ анкет моряков, с целью получить данные об их социально-демографических характеристиках. Таких как: возраст, семейное положение, место проживание и пр. Классификатор и регистрационные карточки представлены в приложении 1, 2, 3.

По итогам анализа нами были сделаны следующие выводы:

1.Больше всего моряков находятся в возрасте 40-50 лет, если мы сравним этот результат с результатом глубиннного интервью, то увидим, что это как раз категория моряков, имеющая больше всех иждивенцев. Очевидно, что им больше других нужны деньги и уверенность в завтрашнем дне. Мало моряков в возрасте 18-22 года, это можно объяснить тем, что мало кто из студентов хочет подрабатывать во время учёбы.

2. Меньшую долю в общем количестве моряков с высшим образованием занимают третьи помощники капитана. Это связано с тем, что такая должность есть только на очень больших судах и выбор работы небольшой и все моряки стараются как можно скорее получить должность второго помощника. Больше всего старших помощников капитана, их почти в 2 раза больше чем капитанов. Это может быть связано с тем, что у капитана большая ответственность, ему сложнее оформлять подфлажные и рабочие документы, а уровень заработной платы отличается не сильно.

3. Больше всего, среди моряков со средним образованием, матросов. Это связано с тем. Что матросами работают люди со средним образованием, после длительного перерыва в работе, студенты и многие моряки из деревень, которым вполне достаточно зарплаты матроса и нет необходимости стремиться к большим перспективам.

Вообще моряков со средним образованием в России намного меньше, чем моряков с высшим образованием, потому что они мало востребованы. Западные работодатели скорее на вспомогательные должности возьмут моряков с Филиппин или других стран третьего мира, так как результат будет одинаков, а филиппинцы возьмут за свою работу в 10 раз меньше чем российский моряк.

4. Преобладают женатые моряки, скорее всего это связано с внутренней потребностью, чтобы кто-то ждал дома, а так же с тем, что женатым морякам, имеющим детей больше необходимы деньги и у них потребность в престижной, хорошооплачиваемой работе больше, чем у тех, кто не имеет семьи.

Никогда не были женаты 1084 моряка, это может быть связано с их молодостью (они по возрасту не успели создать семьи), кроме того, сейчас очень распространены сожительства и тогда моряки не указывают свой статус как «женат».

5. Количество женатых моряков, превышает количество тех, кто имеет детей на 419 человек. Разница небольшая и может быть связана с нежеланием или невозможностью иметь детей. Т.е. практически каждый, женатый моряк имеет одного или нескольких детей. Если мы это учтём, то увидим, что количество не женатых моряков практически совпадает с количеством моряков, не имеющих детей. Так же детей могут иметь разведённые моряки.

6. Более половины всех моряков проживает в больших городах. И подавляющее большиство из них в Санкт-Петербурге. Это связано с тем, что моряки чаще всего обращаются в ближайшую к своему месту жительства крюинговую компанию. А такие компании есть абсолютно во всех крупных городах. В данном случае мы рассматриваем моряков из базы Санкт-Петербургской компании.

7. Те моряки, в чьих городах и поселениях нет крюинговых компаний или есть, но они не работают с западными компаниями, работают через крюинговые компании, находящиеся в крупных городах и областных центрах.

8. С начала кризиса (ноябрь 2009 года) вернулись в профессию много моряков, и только 354 из них, на сегодняшний день уже предложили работу.

На вопросы глубинного интервью (Пример интервью см. приложение 4) ответили: 13 моряков в возрасте 18-22 года, 23- в возрасте 22-27 лет, 5- в возрасте 27-35 лет, 32 моряка в возрасте 35-40 лет, 20- в возрасте 40-50 лет и 7 человек в возрасте старше 50 лет.

У 18 из них, в семье насчитывается более 6 человек (сюда могут быть включены дети, а так же бабушки и дедушки), 32 моряка насчитывают в своих семьях 4 человек, семью, состоящую из 3 человек имеют 30 моряков, а из двух- 4. 16 моряков не имеют семьи (возможно, они не включают в это понятие отдельно проживающих детей или родителей). У всех моряков, имеющих семьи есть иждивенцы. К ним, моряки причисляют, неработающих жён, малолетних детей, а так же престарелых родителей, вместе с тем далеко не все родители моряков нуждаются в помощи. Больше всех иждивенцев имеют мужчины в возрасте 35-50 лет. На каждого из них в среднем, приходится 2 иждивенца.

8 моряков работают первый год, но это можно объяснить их возрастом. Они попадают в группу 18-22 года. От одного до трёх лет работают 26 человек, 10 человек попадают в «вилку» 3-6 лет. Среди них есть и молодые специалисты и те, кто приостанавливал свою работу в море по ряду причин. Например, один из моряков ответил, что он «разменивал квартиру» в промежутке между стажем работы, около четырёх лет. Здесь стоит отметить, что нормальным графиком работы у моряков считается 2 месяца через 2 месяца или 4 через 4. Другие варианты случаются намного реже. С сомнением относятся крю-менеджеры к морякам, не работавшим более 1 года. Считается, что они стали утрачивать свой опыт. Моряки, приостанавливавшие работу в море более чем на 1 год, встречаются во всех возрастных категориях. Многие из них вернулись к работе в последние полгода (ноябрь 2008- апрель 2009 года).

43 моряка работали последние 5 лет без перерывов, и их стаж составляет 6-10 лет. Стаж работы более 10 лет, без длительных перерывов наблюдается лишь у 13 моряков. Сюда, конечно не входят студенты, потому что они ещё не наработали столь большой стаж.

Отсюда можно сделать вывод, что работа в море сложная и опасная, поскольку многие моряки, стараются найти работу на берегу при первой же возможности.

Высшим техническим образованием обладают 58 опрошенных моряков, 9 человек являются студентами и имеют неполное высшее образование. Среднее техническое образование- 31 человек, и, лишь двое, не имеют технического образования вообще. Один из них работает поваром, а другой официантом.

Соответственно высшему образованию, распределяются и занимаемые должности. В командующий состав входят 60 опрошенных моряков (58, имеющих высшее образование и два студента старших курсов), остальные имеют должность рядового. Однако, студенты, после окончания университета, автоматически войдут в командующий состав. Моряк-это одна из немногих профессий, в которой высшее образование, действительно даёт большие привилегии в звании и заработной плате. С повышением звания, повышается оплата труда и в этой сфере легче, чем во многих других, дослужиться до высоких чинов. Часто, не прилагая к этому, больших усилий.

Вопрос номер 6 «Имеете ли Вы образование кроме морского?», был задан не случайно. В связи с возросшим потоком желающих возобновить, либо начать карьеру моряка в последние месяцы, автор решил узнать из какой сферы деятельности, люди чаще всего приходят.

Не имеют никакого образования, кроме морского технического 82 человека. Такое количество можно объяснить тем, что для работы на берегу, диплом моряка тоже подходит. Во многих вакансиях указано только «высшее (либо среднее специальное) образование» без конкретизации. Однако, 8 человек имеют, так же гуманитарное образование, 1 человек (работает поваром), закончил кулинарное училище, 1 человек (работает официантом) является слесарем. 7 человек, кроме высшего образования, закончили техникумы. 1 человек имеет 2 высших образования и 3 средних. Среди них есть и медицинское образование. Около 7 лет, моряк проработал фельдшером на скорой помощи.

Анализируя ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу, что не все моряки имеют морское образование и что чаще всего «возвращаются» в специальность, нежели приходят в неё с нуля. Полученное в молодости образование, даёт опору и уверенность в завтрашнем дне, поскольку морские грузоперевозки будут востребованы до тех пор, пока будут работать фабрики и заводы, пока будут добываться полезные ископаемые и так далее.

Интересно, что более чем у половины опрошенных, близкие родственники связаны с работой в море. Это и послужило для 54 человек причиной получения морской профессии. Однако, моряки утверждают, что родители ни коим образом не настаивали на получении такого образования.

Для многих работа в море это шанс увидеть мир и изменить свою жизнь. Среди моряков, очень много тех, кто родился в маленькой деревушке. Сейчас они все имеют квартиры в крупных городах, хорошо обеспечены и посмотрели весь мир.

Хорошую заработную плату выбрали 32 человека «где я ещё столько заработаю», говорили они. 14 человек с детства мечтали о море и чувствовали своё призвание к данной работе.

Восьмой вопрос: «Кем Вы работали в последние 5 лет?», по своей сути, дополняет вопрос 3 «Сколько лет Вы работаете на флоте?». Как мы уже выяснили, 56 человек последние 5 лет отдали морю, 21 человек учился, 1 человек работал на скорой помощи, 1 поваром в ресторане, 1 завхозом, 1-подрабатывал, 16 человек работали инженерами, 3 человека работали слесарями разных направлений. Предыдущую профессию 2 человека оставили, потому что не смогли в ней реализоваться, 1, потому что после развода ему «надо было сменить обстановку», для остальных же решающую роль сыграла разница в заработной плате.

Главной причиной, работы в море была названа «мне нравится работать в море» 60 человек, «заработная плата» стоит у них на втором месте. У 18 моряков заработная плата является главным удерживающим фактором. Они в интервью, признавались, что если бы могли найти ту же зарплату на берегу, то ни за что бы не стали работать в море. Престижность профессии отметили 2 человека. Отсутствие подходящей работы на берегу ставят на первое место 20 человек. В основном это моряки, проживающие в посёлках или городах, где закрылись градообразующие предприятия.

Полностью удовлетворены профессией моряка 62 человека, они же хотят работать в море долгие годы. При первой возможности поменяют работу 22 человека. Оставшиеся 16 человек, относятся к работе довольно равнодушно «Мне всё равно где работать, а здесь привык».

Данное исследование, по мнению его автора, считается репрезентативным и достоверным. Его можно перенести на генеральную совокупность и оно в полной мере отражает реальность.

4. Практические рекомендации

Проанализировав результаты исследований, проведённых автором, а так же исследований, данные которых приведены в первой главе, мы хотели бы дать следующие рекомендации.

Компаниям-судовладельцам:

В мире ощущается постоянная нехватка моряков, поскольку, они выбирают работу на берегу и возможность иметь «нормальную» семью. Кризис это время когда многие моряки возвращаются, а суда перестают работать и нехватка перестаёт ощущаться. Однако, следует помнить, что кризис однажды кончится и ситуация повторится. В настоящее время работодатели имеют возможность выбрать самых лучших моряков и предложить им удобные контракты и хорошие зарплаты, таким образом создав задел на будущее. Если у людей будут хорошие условия труда, то они и после кризиса не оставят свою работу.

Крюинговым компаниям (компаниям по подбору моряков):

Во время кризиса перестают работать суда, закрываются судовладельческие компании и потребность в подборе моряков падает. Многие крюинговые компании уже закрылись, либо были вынуждены сократить штат. Чтобы этого не произошло, нужно корректировать свою стратегию работы. Стараться подбирать персонал идеально подходящий под требования судовладельца, поскольку он легко может отказаться от услуг одной крюинговой компании и обратиться к другой. Для крюинга кризис-это возможность пересмотреть свои базы данных, занести в чёрные списки тех, кого раньше брали на работу из-за нехватки моряков, выделить тех, кто готов хорошо работать и соблюдать требования компании.

Морякам:

Кризис-это время для мобилизации сил, саморазвития и построения карьеры. Для тех, кто работает давно это сложный период, когда нужно умерить свои требования к компании-судовладельцу, потому что пришло много бывших моряков, которые согласны работать за меньшие деньги. Поэтому во время кризиса необходимо пройти как можно больше учебных курсов, по возможности, получить узкую специализацию, потому что такие специалисты требуются больше, улучшить знания иностранных языков. Все эти меры помогут занять более выгодную должность во время кризиса и обрести новые перспективы после его окончания. Однако, капитанам и старшему механику нет поводов для беспокойства, потому что те, кто приходит после длительного перерыва не могут претендовать на высокие должности.

Выводы по главе: во второй главе мы провели исследование, состоящее из двух этапов: анализ документов и глубинное интервью. Описали процедуру разработки инструментария, определили задачи и гипотезы исследования, проанализировали полученные результаты и дали рекомендации судовладельческим компаниям, крюинговым компаниям, а так же морякам. Все гипотезы подтвердились.

Заключение

В первой главе нашей дипломной работы, мы подробно рассмотрели все социологические теории Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Дэвиса и У. Мура, а так же других великих учёных, посвящённые проблемам мотивации труда, распределения ценностей, разделения труда, статусов и другие. Разобрались в понятиях «труд», «трудовая деятельность» и «работа». Так же мы дали описание места профессии «моряк» в современном обществе, разобрались в основных тенденциях в этом секторе труда, которые существовали в период 2000-2008 годов. Осветили текущую ситуацию на рынке труда в других сферах занятости и выяснили, что многие россияне воспринимают кризис, как время для перемен в жизни, получения новых навыков и изменения сферы деятельности.

Во второй главе мы провели исследование на тему «Проблема трудоустройства моряков во время экономического кризиса», состоящее из двух этапов: анализ документов и глубинное интервью. Описали процедуру разработки инструментария, определили задачи и гипотезы исследования, проанализировали полученные результаты и дали рекомендации судовладельческим компаниям, крюинговым компаниям, а так же морякам.

В исследовании подтвердились наши гипотезы о том, что кризис влияет на социально-демографические характеристики моряков и что на данный момент главная мотивация для работы в море- уровень заработной платы, а так же о том, что чем больше членов семьи у моряка, тем выше его мотивация к работе.

Работа предназначена для судовладельцев, крюинговых компаний, моряков, а так же всех лиц, интересующихся данной проблемой.

Список использованной литературы:

1. Ganzeboom H.B.G., Treiman D.J. International Comparable Measures of Occupational Status // Social Science Research. 1996, № 25. - Р. 201-239

2. Treiman Donald J. Occupational Prestige in Comparative Perspective // Social Stratification in Sociological Perspective / Ed. By David B. Grusky. Westview Press, 1994, p. 208-209

3. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной

4. Беляева А. А. «В поисках среднего класса.//Социологические исследования.» 1999. №7

5. Большой толковый социологический словарь (Collins). М., 1999. Т. 1, 2 Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007.

6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.
Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003

7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. «Социология. Курс лекций», Р-на-Д, «Феникс», 1999 г

8. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура//Социологические исследования. 1992. № 11

9. Голдторп Дж. Социальная мобильность и социальные интересы // Социальное неравенство. Хрестоматия / под ред. В.И. Ильина. Сыктывкар: СГУ, 2000

10. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.

11. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России. -- Социологические исследования, 1998, № 7

12. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ-ВШЭ, 2001

13. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник. М.: Кнорус, 2007

14. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации. - Вопросы экономики, 2001, № 1

15. Данченко С. А. Религиозная направленность моряков: Учеб. пособие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.