Рефераты. Законодательно-правовые аспекты социальной работы на примере пенсионного обеспечения






Абсолютно не учитывалась социальная адаптация личности, возможность вести нормальную жизнь в обществе. Международное законодательство, напротив, вкладывает в понятие "инвалид" прежде всего возможность самостоятельного обеспечения полностью или частично потребности нормальной личной (социальной) жизни в силу недостатка, будь то временно или нет, физических или умственных способностей.

Именно так трактует термин "инвалид" п. 1 Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.

В российском законодательстве учет социальных факторов при определении инвалидности стал осуществляться лишь в 90-х годах. При установлении инвалидности теперь учитываются как утрата трудоспособности, так и существенные затруднения в жизни.

А впервые появившееся понятие "инвалид" учитывает степень ограничения его жизнедеятельности, под которым понимается прежде всего возможность нормального существования (самообслуживание, нормальное передвижение, общение, контролирование своего поведения), а лишь затем - занятие трудовой деятельностью Право социального обеспечения / Под ред. К. Н. Гусова. - М. Проспект, 2008. - С. 97..

При освидетельствовании в медико - социальной экспертной комиссии в отношении каждого инвалида разрабатывается карта индивидуальной программы реабилитации, в которую включаются не только мероприятия по медицинской реабилитации и обеспечению материально - техническими средствами, но и программы психологической, профессиональной и социально - бытовой реабилитации. Эти изменения весьма благотворно сказались на всем комплексе мер социальной защиты, предоставляемых инвалидам, в том числе и на пенсионном обеспечении. Тем не менее, несмотря на все весьма положительные изменения, пенсионное законодательство еще неадекватно отражает эти новые концептуальные положения. Так, если ограничение жизнедеятельности влечет за собой признание гражданина инвалидом даже третьей группы, то, очевидно, назначаемая пенсия должна учитывать не только остаточную степень его трудоспособности, но и его потребности в дополнительной социальной поддержке. Следовательно, уровень пенсионного обеспечения для этой категории инвалидов требует дополнительного медико - социального обоснования.

Утрата кормильца - третье основание пенсионного обеспечения. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию семьи умершего (погибшего). Утрата кормильца может произойти как вследствие собственно его смерти, так и в результате признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или умершим, семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. С уверенностью можно утверждать, что это основание предполагает обеспечение семьи, потерявшей кормильца, когда факт смерти очевиден и не связан с определенными трудностями его доказательства. Однако признать гражданина безвестно отсутствующим или умершим можно только спустя определенный, иногда значительный промежуток времени. Но как существовать семье до признания кормильца в судебном порядке безвестно отсутствующим или умершим? Этот вопрос до сих пор не урегулирован. В качестве временной меры в целях усиления социальной защиты Указом президента от 12 июня 1996 г. N 861 установлены ежемесячные выплаты несовершеннолетним детям (инвалидам с детства - независимо от возраста), нетрудоспособным супругу и родителям пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в чеченской республике военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и направленных для восстановления экономики и социальной сферы чеченской республики граждан в размере установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда каждому, а семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чечне, - в размере окладов по их воинским должностям, предусмотренным для военнослужащих, проходящих службу по контракту на соответствующих воинских должностях. Эти ежемесячные выплаты, заменяющие пенсии по случаю потери кормильца, должны присутствовать в законодательстве не только в качестве временной меры. Они должны быть закреплены в законе и распространяться на все семьи, у которых кормилец пропал без вести при обстоятельствах, предполагающих наступление смерти кормильца.

Круг членов семьи, имеющих право на пенсию, довольно узок и не подлежит расширительному толкованию. Пенсия назначается только самым близким родственникам, как правило, при условии нахождения на иждивении умершего и нетрудоспособности.

Пенсии за выслугу лет - особый вид трудовых пенсий, исторически сложившийся в нашей стране. Основанием назначения таких пенсий становится длительная трудовая деятельность гражданина в определенных профессиях, должностях, отраслях народного хозяйства или с особыми условиями труда. В отличие от других видов пенсий, пенсии за выслугу лет представляют собой не только источник средств к существованию, но и стимул для смены определенного вида деятельности ввиду угрозы преждевременного профессионального старения либо, наоборот, для притока рабочей силы в определенные отрасли народного хозяйства (образование, здравоохранение). Первые пенсии за выслугу лет стали назначаться в середине двадцатых годов народным учителям и некоторым другим работникам просвещения, научным работникам (преподавателям вузов) и преподавателям рабфаков, в тридцатые годы право на пенсию за выслугу лет получили медицинские, ветеринарные работники, агрономы, писатели, работники изобразительных искусств и гражданского воздушного флота. При введении этих пенсий зачастую устанавливались необоснованные преимущества. Дошло до того, что они стали назначаться трудоспособным лицам (в возрасте около 40 лет). Участие же работников, получающих пенсии за выслугу лет, в формировании средств пенсионного фонда, несмотря на пенсионные льготы, минимально. Поэтому более обоснованным представляется отказ от этого вида пенсий на федеральном уровне. Именно такой вариант решения проблемы и предлагается правительством в программе пенсионной реформы в РФ. В качестве стимула для работников предлагается ввести компенсационные надбавки к заработной плате за выслугу лет. При этом не должны пострадать интересы тех граждан, которые в соответствии с законодательством не отчисляли платежи в пенсионный фонд и, следовательно, не могут претендовать на пенсию в порядке государственного пенсионного страхования.

Пенсии за выслугу лет должны перейти, как это происходит в ряде зарубежных стран, в разряд производственных (или профессиональных), то есть финансироваться на уровне отрасли, конкретного предприятия. Только таким способом можно предотвратить минусы профессии.

Кроме трудовых, действующее пенсионное законодательство предусматривает назначение и социальных пенсий - вне всякой связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Социальная пенсия предоставляется любому гражданину при наступлении одного из перечисленных оснований:

- достижение определенного возраста; - признание гражданина инвалидом любой из трех групп;

- в случае утраты кормильца.

Наряду с собственно юридическими фактами (или основаниями пенсионного обеспечения) при определении права на пенсию учитываются и юридически значимые предпосылки (или условия). Предпосылкой при определении права на трудовую пенсию служит наличие трудового стажа определенной продолжительности Белоштан, Т. Б. Пенсионная реформа: что нового? // Юрист. - 2003. - №1. - С. 37..

Иногда законодатель в зависимости от трудового вклада гражданина изменяет объем его права на трудовую пенсию. Так, если у гражданина нет трудового стажа достаточной продолжительности, право на пенсию возникает либо с частичным снижением пенсионного возраста (например, при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по спискам N 1 и 2, в связи с работой на Крайнем Севере), либо с уменьшением размера пенсии в зависимости от имеющегося стажа (например, при назначении пенсии по старости, инвалидности 1 и 2 групп вследствие общего заболевания, по случаю потери кормильца, при смерти кормильца от общего заболевания, пенсии за выслугу лет летному и летно - испытательному составу гражданской авиации), законодатель предусматривает и исключения, когда право на отдельные виды пенсий не может возникнуть вообще при отсутствии полного трудового стажа (общего или специального) либо при наличии стажа менее определенной продолжительности. Скажем, если продолжительность общего трудового стажа менее 5 лет, то не может быть назначена пенсия по инвалидности 1 группы, почти все пенсии за выслугу лет, пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (кроме назначаемых в связи с работой по спискам № 1 и 2).

Если основания пенсионного обеспечения при переходе к рынку пока не претерпели никаких существенных изменений, то условия пенсионного обеспечения уже подверглись нововведениям. Одной из новелл проводимой пенсионной реформы стало введение новой правовой категории - страхового стажа. Понятие страхового стажа закреплено в статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Если ранее возникновение права на пенсию связывалось с суммарной продолжительностью практически любой деятельности (трудовой, общественно полезной и иной), то теперь - с суммарной продолжительностью периодов только трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы. В связи с введением страхового стажа, очевидно, возрастет число граждан, получающих пенсию при неполном трудовом стаже, что отразится на размере назначаемых пенсий. Это связано с тем, что в соответствии с п. "б" статьи 7 Закона "О государственных пенсиях в РФ" в редакции Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. в страховой стаж включаются периоды работы, военной и приравненной к ней службы, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы и продолжавшейся после увольнения, инвалидности 1 и 2 групп вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела. Иные периоды деятельности, такие, как учеба, уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, уход за инвалидом 1 группы, ребенком - инвалидом до 16 лет, престарелым, если он нуждается в постоянном постороннем уходе, проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могут трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, проживание за границей жен (мужей) работников советских, российских и международных организаций, включаться в стаж, дающий право на пенсию, не будут. Это связано с попыткой четкого проведения принципов пенсионного страхования и зависимости размеров пенсий от уплачиваемых страховых взносов, что отличает страховой стаж от иных видов трудового стажа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.