Рефераты. Возникновение и развитие социологии






Символический интеракционизм - направление в современной социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом содержании. Этим объясняется внимание, которое уделяют ученые этого направления анализу языка. Особый вклад представители школы символического интеракционизма внесли в исследование социальной микросреды, межличностного общения, структуры и динамики развития личности. Наиболее заметную роль в становлении и развитии этой социологической теории сыграл американский философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид (1863-1931 гг.). В его учении центральным понятием является межиндивидуальное взаимодействие. Совокупность процессов взаимодействия определяет общество и социального индивида. Действие личности (физическое или вербальное) воспринимается другими людьми на основе ожидания исполнения социальной роли данной личностью, которое, в свою очередь, формируется как итог их опыта социальных взаимодействий. В личности Мид выделяет две подсистемы, первая из которых («me») определяется установками «других», т. е. социальной среды, а вторая («I»), напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного поведения, реакцией индивида на социальные стимулы. Положения символического интеракционизма имеют важное значение для новой социологической теории - социологии менеджмента, с которой должен быть знаком каждый современный инженер.

Структурализм представляет собой совокупность современных социологических теорий, объединяемых тем, что в качестве главного объекта изучения они имеют социальную структуру. К ним относится большинство основных социологических теорий за исключением «гуманистического направления», последователи которого делают упор на изучение сознания человека, методов понимания и интерпретации социальных взаимодействий индивидов, поэтому они примыкают к символическому интеракционизму. Истоки структурализма восходят к Марксу и Дюркгейму. Представители структурализма объясняют поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре, признают детерминирующую роль социальной структуры по отношению к составляющим ее элементам. Среди различных теорий структурализма можно выделить два направления: теоретическое и эмпирическое. Первое направление описывает и анализирует социальную структуру, исходя из теоретических представлений о функционировании и развитии общества. Второе - включает в содержание социальной структуры, только наблюдаемые и фиксируемые эмпирическими методами образцы социального взаимодействия. В современной социологии также условно выделяют две основные модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая опирается на аналитическое разделение социальной и культурной системы; предполагается, что социальную структуру образуют различного рода нормативно-ценностные элементы, что источником изменения социальной структуры выступает культура. Категориальная модель социальной структуры представлена неомарксизмом, сторонники которого подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и делают акцент на противоречиях в социальной структуре. Основными компонентами социальной структуры выделяют классы, социальные слои и профессиональные группы и т. п. Неомарксизм и технологический детерминизм подчеркивают особую роль производительных сил общества в изменениях социальной системы, которые ускоряются в условиях научно-технической революции.

Как видно, социология возникает в Западной Европе и получает особенно значительное развитие в XX в. в США. В процесс становления и развития социологии заметный вклад внесли и русские мыслители: социальные философы, историки, публицисты, правоведы и общественные деятели. Они, конечно, в XIX в. не были социологами, но, знакомясь с трудами западноевропейских социальных философов, выдвинули ряд новых идей о социальных процессах и об их изучении. Они читали и переводили работы с французского, английского и немецкого языков. Некоторые их них писали свои работы на западноевропейских языках. Так, выдающийся социолог XX века Питирим Сорокин основные свои труды написал и издал в США. Немало русских обществоведов были слушателями и читали лекции по проблемам общества на родном и французском языках в начале XX в. в «Русской высшей школе общественных наук». Русская социальная мысль представлена положениями многих мыслителей, среди которых Лавров П. Л. (1823-1900 гг.) - «философ, социолог, историк и революционный деятель» [37,с.165-167] - идеолог народничества. Под социологией, как и все русские мыслители XIX в., он понимал общую теорию развития общества, т. е. социальную философию. Науки он делил на исторические и естественные. К последним относил социологию наряду с биологией, психологией, этикой, которые исследуют объективные закономерности. В то же время он подчеркивал, что социология имеет свои законы, принципиально отличные от природных, ибо общество - совокупность сознательных существ. Главнейшим социологическим законом считал солидарность: обществу присуща объективная тенденция солидарности всего человечества. В своих многочисленных работах Лавров П. Л. большое внимание уделял общественному прогрессу, связывая его с усилением и расширением солидарности во всех сферах и общественных явлениях. Основным двигателем общественного прогресса он считал действия критически мыслящих личностей, к которым относил передовую часть интеллигенции.

Другим выдающимся идеологом народничества, оставившим заметный след в изучении социальных процессов в России, является Михайловский Н. К. (1842-1904) [37,с.198-199]. Он сформулировал закон антагонизма между государством и личностью, который обусловлен быстрым развитием и усилением общества и изменением человека в результате разделения труда. Антагонизм между государством и личностью можно преодолеть, предоставив человеку большую свободу по отношению к обществу. Он выдвинул принцип верховенства личности над обществом. Михайловский Н. К. особое внимание уделял героическим личностям, он считал, что задачей социологии является расширение свободы личности.

Наряду с идеологами народничества новые мысли о социальных процессах выдвигали и представители русского анархизма, среди которых видное место занимает Кропоткин П. А. (1842-1921 гг.) [37,с.157-158]. Он писал, что в обществе действуют два закона: закон борьбы за существование, который отражает общие связи человека и природы, и закон взаимопомощи, который является базой человеческих взаимоотношений. В последних определяющая роль принадлежит нравственным чувствам, которые коренятся в природе человека и получают развитие в процессе общественной жизнедеятельности. Центральной идеей анархизма является идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими социальными институтами; но эгоизм людей, их желание самоутвердиться, а также стремление отдельных групп к превосходству над другими привели к созданию института государства. Будущее общества он видел в «безгосударственном коммунизме».

Де-Роберти Е. В. (точнее Де Роберти де Кастро де ла Серуа) (1843-1915 гг.) - российский философ [37,с.88-90]. Он основал новое направление в социальной философии - «робертизм», примыкающее к социальной психологии и к социологии. Де-Роберти стремился «поднять» эмпирические знания об общественных процессах, явлениях на высоту точной теории. Он считал, что основным социологическим законом является эволюционно-функциональная зависимость четырех видов общественной жизни: знания как исходной функции социально-психического опыта; мировоззрения как функции знания; искусства как функции мировоззрения, практической деятельности как функции знаний, мировоззрений и искусства. Он разделял индивидуальную и коллективную психику как совокупность чувств, восприятий, представлений, взглядов, заблуждений тех или иных социальных общностей. Эти идеи Де-Роберти лежат в основе социальной психологии, примыкающей к социологии.

Ковалевский М. М. (1851-1916 гг.) - историк, экономист, этнограф, правовед [37,с.136-138] считал, что социология - это наука об организации и эволюции общества. Он, автор эволюционистской теории общественного прогресса, считал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача ученого-обществоведа - раскрывать изменения в обществе, возникающие в результате прогресса, и причины, которыми обусловлено развитие общества. Он, исходя из концепции плюрализма, выдвинул и обосновал положение о многофакторности общественных изменений. Ковалевский М. М. считал, что экономическое положение, духовное развитие и т. п. факторы могут оказаться определяющими в конкретной социальной ситуации. Его плюрализм проявлялся также в положительном отношении ко многим направлениям позитивизма, историко-сравнительному методу, психологической и биологической органической школе в объяснении социальных процессов.

Ленин (Ульянов) В. И. (1870-1924 гг.) - выдающийся политический деятель, один из основателей в России марксистского направления в обществоведении [37,с.175-176]. Он считал, что социология стала научной теорией, только опираясь на положения марксизма, особенно, на диалектико-материалистический подход к общественным явлениям. Научная социология должна отражать социальную действительность такой, какая она есть, и поэтому должна опираться на установленные факты, а не на придуманные идеи. Он высказал ряд новых положений общей теории общества, о взаимосвязи теории и социологических исследований, дал начало социологии партии и т. д.

Бухарин Н. И. (1888-1938 гг.) - теоретик коммунизма, экономист, выдающийся популяризатор марксистского направления социологии [37, с.41-43]. Его основной работой по теории общества является «Теория исторического материализма. Общедоступный учебник марксистской социологии», завершенная им в 1921 г. В ней автор раскрывает ряд социологических закономерностей, в том числе, об определяющей роли производительных сил и производственных отношений в социальных процессах и т. п. Положения книги вплоть до 1929 г. находились в центре дискуссий по различным проблемам социологии. Автора, в частности, обвиняли в «техницизме». Этот факт тем не менее свидетельствует о продолжавшемся развитии социологии в тот период, т. к. наука не может существовать без сопоставления различных подходов к исследуемым процессам. В скором времени, к сожалению, все дискуссии прекратились, истина стала преподноситься только в решениях ЦК партии и советского государства. В итоге с конца 20-х годов вплоть до «хрущевской оттепели» в нашей стране прекратились развитие социологической теории и проведение социологических исследований, получивших широкое распространение с конца 1917 года. В это время в западноевропейских странах и, особенно в США социологическая теория и социологические исследования получают дальнейшее развитие. В этом процессе принимают участие и русские эмигранты. Среди них особая роль принадлежит Сорокину П. А. (1889-1968 гг.) - выдающемуся социологу прошедшего века [37,с.279-282]. Он до 1922 года жил в России, развивал социологическую теорию, принимал участие в социологических исследованиях. Еще в российский период жизни он написал ряд работ, среди которых фундаментальный труд «Системы социологии», том 1 и «Учение о строении сложных социальных агрегатов», том 2. В основе социальных явлений и процессов он видел социальные взаимодействия, совокупность которых и составляет общество. Проведенный Сорокиным тогда социологический анализ имеет важное методологическое значение. В американский период своего творчества он глубоко раскрыл проблемы социальной мобильности и социокультурной динамики, выдвигал идеи конвергенции и объединения человечества.

С конца 50-х годов в России наступает новый период становления социологии, в том числе, социологических исследований, характеризующийся возникновением новых отраслей социологической теории, новых методологий и методик социологического исследования. Наиболее значительный вклад в развитие социологи во II половине XX века внесли Осипов Г. В.[37, с.223-224], Руткевич М. Н. [37, с.259-260], Тощенко Ж. Т. [37,с.229-230], Ядов В. А. [37, с. 353-355] и др.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.