Рефераты. Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси






Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:

1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;

2. изучены возможности и ресурсы семьи;

3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;

4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);

5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;

6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;

7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;

8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.

Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.

Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.

Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.

В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.

Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи - это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).

Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.

Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.

Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения [18, стр. 82-85].

Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы хочу отметить то, что изучение данной темы было очень интересно и познавательно для меня. Для себя я открыла очень много интересных фактов, ознакомилась со структурой и особенностями деятельности детских социальных приютов в составе социально-педагогических центров, а также проследила эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (XVII - н. XXI вв.).

Позитивный опыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековой истории благотворения, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для преодоления негативных явлений, связанных с ослаблением ведущей роли государства, в сфере помощи нуждающимся, для организации разумно сбалансированной и эффективной системы социальной работы с детьми, в первую очередь, из многочисленных социально уязвимых слоев населения.

Накопленный опыт в сфере социальной работы и частной благотворительности необходимо использовать в современных условиях, воскрешая из небытия имена и дела наших соотечественников - лучших деятелей благотворения прошлого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Л.И Социальная педагогика в специальном образовании/ Л.И. Аксенова. - М., 2001. - 108с.

2. Андреева, И.Н. Анталогия по истории и теории социальной педагогики. М., 2001 . - 345с.

3. Батяев, В.Ф. Обучение и воспитание сирот белорусскими общественными организациями . //Адукацыя і выхаванне - № 3, 2005. - 26с.

4. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.// Н.Ф.Басов и др. М.,2005. - 278с.

5. Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (X - начало XX в.).// А.Д.Григорьев Мн., 2005. - 212с.

6. Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (с 1917г. по настоящее время).// А.Д.Григорьев Мн., 2005 . - 160с.

7. Григорьев А.Д. Эволюция социальной работы с детьми на беларуси//Сацыяльна-педагагічная работа, №3, 1998. - 125с.

8. Григорьев А.Д. Эволюция социальной работы с детьми на беларуси//Сацыяльна-педагагічная работа, №5, 1998. - 126с.

9. Заинская И.И. Социально-педагогическая работа в детском приюте//Сацыяльна-педагагічная работа, №4, 2005. - 507с.

10. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника.// А.А.Козлов, Т.Б. Иванова Ростов-на-Дону, 2001. - 206с.

11. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты Советы воспитателям и опекунам.// Е.И.Морозова М., 2002. - 55с.

12. Наумчик В.Н., Паздников М.А. Социальная педагогика.// В.Н. Наумчик, М.А. Паздников Мн., 2005. - 115с.

13. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 1998. - 409с.

14. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 2001. - 440с.

15. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. - 398с.

16. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. - 100с.

17. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003. - 236с.

18. Социальная работа, теория и организация /Под ред. П.П.Украинец. Мн., 2005 . - 381с.

19. Тесля А.И. Современные образовательные траектории социальной работы//Сацыяльна-педагагічная работа, №1, 2004. - 123с.

20. Фоменок Г.А. организация работы социального приюта в составе СПЦ//Сацыяльна-педагагічная работа, №3, 2003. - 125с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.