Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка. А также были выполнены задачи :
- были подобраны и реализованы методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка,
- предложены рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.
И на основе исследований сделаны следующие выводы:
Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие - отклоняющее поведение ребенка.
Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.
Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст -- время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Литература
1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение , 1993- 241с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И.Буянова- М.: Просвещение, 1988- 154с.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001- 252с.
4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Питер, 2001 - 148с.
6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына - Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с.
8. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт?/ А.Б.Дубрович - М.: Просвещение, 1985 - 373с.
9. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2004- 267с.
10. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.- Волгоград.: Просвещение, 1987- 253с.
11. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003- 195с.
12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/ Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997- . №4 - С.36
13. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик - М. , 2002- 378c.
14. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981- 301с.
15. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова - М.: Мысль 2003- 268с.
16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт./.Н. Пезешкиан.: М.: Просвещение, 1993 - 306С.
17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1994.- 345с.
18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. - СПб, 2001
19. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004- 278с.
20. Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3- С.67
21. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000- 276с.
22. Социальная психология // под ред Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987.- С.364с
23. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. / Ч.Шеффер, Л.Керри - Спб.: Питер, 2000 - 286с.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
25. Эйдемиллер Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с.
26. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер , В.Юстицкий - СПб.: Питер, 1999 - 307с.
Приложение №1
Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением:
1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные роди-тели, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?
2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).
3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, комму-нальная квартира, общежитие).
4. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спаль-ное место, общая кровать с кем-то).
5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).
6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает).
7. Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).
8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то от-водит ли его кто-нибудь или он делает это самостоя-тельно?
9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно?
10. Часто ли ребенок не ночует дома?
11. Вредные привычки матери (курение, употребление ал-коголя, употребление наркотиков).
12. Вредные привычки отца (курение, употребление алко-голя, употребление наркотиков).
13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?
14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничени-ем передвижения?
15. Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничени-ем передвижения?
16. Употребляет ли подросток спиртное?
17. Употребляет ли подросток наркотики?
18. Состоит ли подросток на учете у участкового инспектора?
19. Состоит ли подросток на учете в КДН?
20. Часто ли подросток приходит в школу без тетрадей?
21. Часто ли подросток приходит в школу грязный?
22. Приходит ли подросток в школу с синяками?
23. Часто ли подросток дерется?
24. Пьет ли подросток в присутствии родителей?
25. Употребляет ли подросток наркотики в присутствии роди-телей?
26. Занимается ли подросток попрошайничеством?
Приложение №2
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
(заполняется на всех учащихся)
1. Ф.И.О. ребенка.
2. Домашний адрес (место регистрации и место жительства)_________________________________
3. Возраст, дата рождения.
4. Школа, класс _____
5. Образование матери:
1 Незаконченное среднее 2 Среднее 3 Среднее специальное 4 Высшее
6. Образование отца:
7. С кем проживает ребенок (подчеркнуть):
1 мать
2 отец
3 приемные родители
4 ма-чеха 05 отчим
6 бабушка
7 дедушка
8 опекун
9 братья, сестры
8. Материальное положение семьи:
1 крайне низкое
2 ниже среднего
3 среднее
4 достаточно высокое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7