Что значит психологическая подготовленность к управлению конфликтными явлениями в коллективе? Это прежде всего готовность к конструктивному разреше-нию конфликтов. Это навыки анализа ситуации, управле-ния ее развитием, прогнозирования последствий, принятия оптимального решения, устранения отрицательных ее последствий, извлечения по возможности положительного ее эффекта.
Итак, необходимыми признаками конфликта явля-ются наличие противоречивых целей, направлений дви-жения или намерений и наличие конфликтующих сто-рон, т. е. субъектов, способных к деятельности, а не просто к поведению. Собственно конфликтная деятель-ность состоит в таком преобразовании среды (воздей-ствии на нее), которое позволяет одной из конфликту-ющих сторон достичь своей цели или двигаться в избранном ею направлении. Среда деятельности каждой из сторон, естественно, включает другие стороны, но не ограничивается ими.
Попробуем проследить, как на основе одной и той же ситуации могут развиться разные конфликтные модели.
Изменения технико-технологического процесса в цехе привели к тому, что, по мнению начальника цеха, существование одного из участков в качестве самостоятель-ного подразделения стало нецелесообразным. На одном из совещаний была выдвинута идея слияния небольшого участка с другим, смежным по технологической линии. Однако его начальник категорически возражал против этого, утверждая, что такое объединение ничем не оправ-дано с технико-организационной точки зрения, отрицательно скажется на качестве продукции, приведет к снижению производительности труда, осложнению ситу-ации на его участке, ухудшению отношений между людьми.
Столкнулись две точки зрения. Можно ли, основы-ваясь на этом, предсказать развитие ситуации и ее последствия? Очевидно, нет. Для ответа на этот вопрос мы должны, помимо непосредственной причины конфлик-та, обратиться к другим составляющим конфликтной ситуации.
Принципиальными для развития конфликта являются такие чисто психологические моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Именно они приводят к тому, что на основе одной и той же причины возникают конфликты совершен-но разных психологических типов, с разными моделями развития, разными последствиями для их участников.
Рассмотрим на конкретных примерах, как указанные психологические характеристики варьируют в разных типах конфликтов.
Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно увеличение зоны разногласий, они не относятся уже к какому-то одному вопросу, а распро-страняются на более широкий круг вопросов. Так, могут предъявляться претензии в отношении основ деловой политики, проводимой кем-то из участников ситуации, общего стиля его поведения, взаимоотношений с членами коллектива и т. д. Придя к признанию такого широкого круга имеющихся между ними разногласий (даже если это признание не имеет явного, открытого характера, возникло не в результате предварительных обсуждений, а просто как результат внутреннего убеждения), оппо-ненты, как правило, сомневаются в возможности согла-шения, а иногда просто не желают обсуждать спорные вопросы. В случае же необходимости принятия какого-то решения (например, выбора из двух предлагаемых ими альтернатив) они стремятся обратиться к каким-то внешним, официальным способам решения (“как решит руководство”, “пусть решают члены коллектива”). Если один из оппонентов выше по должностному положению, он использует данные ему права окончательного решения. Взаимодействие участников ситуации уже не имеет ха-рактера товарищества, его скорее можно охарактеризо-вать просто как партнерство, когда люди связаны чисто служебным взаимодействием.
Страницы: 1, 2, 3, 4