Рефераты. Типологизация стилей управления






Типологизация стилей управления

14

  • Оглавление:
  • 1. Понятие делового общения. 3
  • 2. Понятие о стиле управления. 3
  • 3. Стили руководства. 7
  • Литература: 15

1. Понятие делового общения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

С1<С2

Нас будет интересовать такой вид общения как деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения -- продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "умение общаться с людьми -- такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире"!.

2. Понятие о стиле управления.

Чаще всего под стилем понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя органа правопорядка на подчиненных с целью реализации управленческих функций. Вместе с тем в стиле работы проявляются личностные особенности руководителя, субъективное понимание им системы управления органом правопорядка и своего места в обеспечении эффективной деятельности подчиненных. Поэтому можно сказать, что стиль - это типичный для руководителя органа правопорядка образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом.

Выделяют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом органов правопорядка:

1. личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную позицию; принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества);

2. характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов);

3. системно-организационные или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя; степень организационной "свободы" руководителя в выполнении своих полномочий; сложившуюся в организации систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки).

Решающую роль в детерминации стиля работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности. Французский философ и мыслитель Шарль-Луи Монтескье отмечал, что "если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними". Эта мысль Монтескье указывает на необходимость выбора любым руководителем эффективного и научно обоснованного подхода в управлении людьми.

В науке существует три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи).

Содержание теории Х:

1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее.

2. Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая на них административное, экономическое и психологическое давление.

3. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности.

Содержание теории У:

1. Работа является желанной для большинства сотрудников.

2. Сотрудники способны к целеустремленности и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей.

3. Сотрудники стремятся к ответственности и самостоятельно принимают решения в пределах их компетенции.

4. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждения по конечным результатам деятельности.

Содержание теории Z:

1. Необходима забота о каждом сотруднике организации.

2. Необходимо привлекать сотрудников к процессу подготовки и принятия управленческих решений.

3. Целесообразно обеспечивать периодическую ротацию кадров.

Практика и научные исследования показали явную выигрышность теорий У и Z по сравнению с теорией Х. Опора руководителя на теории У и Z ведет к формированию у него эффективного стиля управления подчиненными, позволяет ему добиваться положительных результатов в деятельности органа правопорядка.

Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Мутон доказали, что эффективная работа с подчиненными зависит от сочетания в стиле руководства двух переменных: "внимание к службе" и "внимание к людям". Они считают, что хороших результатов в управлении можно добиться, обеспечивая балансирование внимания на служебных (производственных) результатах и одновременного поддержания позитивного морально-психологического настроя людей.

Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководите- ля органа правопорядка должно найти определенное место понимание сущности различных исполняемых им управленческих ролей. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу)

Межличностные роли:

1. Номинальный начальник.

- Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности (например, подписание документов, прием посетителей и т.д.);

2. Лидер.

- Стимулирует подчиненных на достижение цели;

3. Связник.

- Служит звеном в вертикальной /а также горизонтальной/ цепи обмена информацией. Информационные роли:

4.Нервный центр.

- Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации;

5.Распространитель.

- Передает отобранную информацию подчиненным;

6.Представитель.

- Передает отобранную информацию во внешний мир.

Решающие роли:

7.Предприниматель.

- Проектирует и начинает изменения внутри организации;

8.Ликвидатор нарушений.

- Принимает корректирующие меры в случаях отклонений в организации и в нестандартных ситуациях;

9.Распределитель средств.

- Решает, кто должен получить ресурсы;

10.Посредник.

- Участвует в переговорах с другими сторонами, чтобы защитить интересы организации.

Стиль руководства должен базироваться на оптимальном учете каждой из управленческих ролей, не допуская чрезмерного "застревания" на какой-либо одной из них и учитывая конкретную складывающуюся обстановку в деятельности органа правопорядка.

Часто типология стилей руководства идет по пути выделения их трех разновидностей: авторитарного, демократического и либерального. Следует отметить, что данная классификация носит общий ориентирующий характер. Реальное проявление стиля, как показывает практика и научный анализ, зависит от сложившихся отношений между руководителем и подчиненными, структуры и сложности решаемой задачи и содержания должностных полномочий руководителя органа правопорядка.

3. Стили руководства.

Взаимоотношения подчиненных с руководителями, психологический климат коллектива, результат работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов.

Самой популярной остается типология Курта Левина (авторитарный, демократический, нейтральный).

При определении стиля руководства рекомендуется опираться на следующие данные:

Авторитарный

Демократический

- Преимущественное использование командных методов управления

o ориентация на задачу;

o централизация полномочий;

o единоличность в решениях;

o подавление инициативы;

o жесткий контроль;

o минимальное информирование, малая гласность;

o предпочтение наказаниям;

o нетерпимость к критике, устранение неугодных;

o жесткость, напористость, порою грубость в общении

· упор на социально-психологические и экономические методы управления;

· ориентация на человека;

· делегирование полномочий;

· коллегиальность в решениях;

· поощрение инициативы;

· умеренный контроль;

· полное информирование, широкая гласность;

· предпочтение поощрениям;

· терпимость к критике;

· доброжелательность, вежливость, тактичность в общении.

Авторитарный (или директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Авторитарный стиль:

Достоинства

Недостатки

1. Обеспечивает четкость и оперативность управления;

2. Создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

3. Минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий

4. Не требует особых материальных затрат

5. В "молодых", недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее справиться с трудностями становления

1. Подавление, не использование инициативы, творческого потенциала исполнителей

2. Отсутствие действенных стимулов труда

3. Громоздкая система контроля

4. В крупных организациях - обюрокрачивание аппарата управления

5. Невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом

6. Высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя

При наличии авторитарного стиля руководства, в частности, его "недостатков", можно порекомендовать использовать "достоинства" демократического стиля руководства.

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический:

Достоинства

Срабатывает при

1. стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей

2. успешнее решает инновационные, нестандартные задачи

3. эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда

4. включать психологические механизмы трудовой мотивации

5. удовлетворенность исполнителей своим трудом

6. создание благоприятного психологического климата в коллективе

1. стабильном, устоявшемся коллективе

2. высокой квалификации работников

3. наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве)

4. не экстремальных производственных условиях

5. возможности осуществления весомых материальных затрат

Либерально-анархический (или попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь). А с другой стороны, “минимум контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди неудовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться.

Для нейтрального (либерального) стиля руководства характерны следующие особенности:

o уход от принятия стратегически важных решений;

o предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;

o незначительный контроль подчиненных;

o использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;

o равнодушие к критике;

o безразличие к персоналу.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проваляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля руководства к другому, что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Уровень развития сотрудника, коллектива

Формы управленческого поведения

Низкий уровень (низкая квалификация, недобросовестные работники)

“Авторитарное указывание”

1. четкие указания, что и как делать, инструктаж

2. постоянный контроль работы

3. когда необходимо - наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы

Средний уровень (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны)

“Популяризация”

1. указания, инструктаж в популярной форме (наставничество, совет, рекомендации, дается возможность проявить самостоятельность)

2. регулярный контроль работы

3. когда необходимо - приказывайте,

4. вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо - наказывайте

5. уважительное, доброжелательное отношение.

6. интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы)

Хороший уровень (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности, и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим.

“Участие в управлении”

1. проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам, советуйтесь с ними

2. поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний, предложений

3. предоставляйте больше ответственности

4. ограничивайте прямые указания и контроль

5. создавайте системы самоконтроля сотрудников

1. ставьте цели, не уточняя способ их достижения

2. широко общайтесь

3. вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу

Высокий уровень (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники)

“Передача полномочий”

1. ставьте проблему, проясняйте цели и достигайте согласия по отношению к ним.

2. предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для решения проблемы

3. избегайте вмешательства в дела

4. самоуправление и самоконтроль у сотрудников

5. если вас просят, оказывайте поддержку

6. серьезно реагируйте на просьбы

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить “управленческую матрицу” (Р. Блейк, Д. Мутон):

“Либерал” - максимум внимания к людям, минимум внимания к работе;

“Организатор” - высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям;

“Манипулятор” - умеренное внимание к работе и к людям (поиск компромиссов);

“Пессимист” - незначительное внимание к производству и к людям;

“ Диктатор” - максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям;

“Бюрократ” - направленность на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей, интересы дела и даже собственные интересы);

“Карьерист” - повышенная направленность на собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут быть принесены в жертву интересы дела и людей).

В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей (согласно японскому автору Т. Коно):

1. консервативно-интуитивный;

2. консервативно-аналитический;

3. новаторско-интуитивный;

4. новаторско-аналитический тип.

В преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен новаторско-аналитический тип, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практическая реализация новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуацию и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.

 



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.