Программа.
В научной литературе, посвященной профилактике наркомании, в работах медиков, педагогов, психологов и раз говорилось о том, что наркомания - это болезнь, имеющая социологические корни, и любая форма отклоняющегося поведения, в том числе и наркомания, есть следствие имеющихся нарушений, прежде всего социального и личностного плана. Одной из причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: трудностями личностного плана; недостатками социально-культурной сферы, не дающей, а это особенно важно для молодежи, возможности для проведения свободного времени; социальной несправедливостью, неустроенностью быта, разочарованием в людях; невозможностью в данных условиях реализовать себя. Для молодежи обращение к наркотикам характерно из-за удовлетворения любопытства к действию наркотического вещества, также это может быть символика принадлежности к определенной социальной группе; выражение собственной независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим; познание приносящего удовлетворения нового, волнующего или таящего опасность опыта: достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижения чувства полного расслабления, уход от чего-то гнетущего. В основном эта мотивация обуславливается явлениями, возникающими в процессе вхождения личности в определенную социальную среду, которая протекает наиболее активно в подростковом возрасте.
Явлениями последних лет подтверждают, что наркотики широко распространились по всей территории бывшего СССР и их основным потребителем, как, впрочем, и во всем мире, являются представители молодого поколения. Проведенный исследования показали, что первое знакомство большей части подростков с наркотиками происходит в возрасте до 15 лет. Не имея точных данных можно предположить, что наркомания с каждым годом молодит, что связанно с процессом акселерации и ускорением темпов вхождения подростка во взрослую жизнь. Как отмечают многие исследователи, одним из факторов, влияющих на наркотизацию, является доступность наркотиков. Сравнивая показатели двухгодичной давности и результаты, полученные в недавнем прошлом, можно отметить, что наркотики сегодня доступны не меньше, чем алкоголь.
Еще одним немаловажным фактором является социальное окружение, т.к. тенденция к подражания является объективной особенностью процесса социализации, формирующейся личности, то нельзя не учитывать и явление наркомании как одну из моделей социального поведения.
Практика показывает, что обращение к наркотикам или алкоголю, высокая агрессивность и конфликтность - эти и многие другие проявления имеют в своей основе одну чисто психологическую причину - подсознательное ощущение собственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной среде. Иными словами, наркомания - это лишь следствие развития имеющихся у человечества внутренних психологических проблем.
Таким образом, можно выделить социальное противоречие, содержащееся в противоречии потребностей, интересов, ориентаций молодежи и ограниченными условиями ее самореализации.
Цель: выяснить причины и следствия наркомании.
Задачи: 1.Выяснить интересы, ценностные ориентации, потребности молодежи.
2.Устаноить степень их удовлетворенности.
3.Опрделить причины, побуждающие молодежь к употреблению наркотиков.
4.Выяснить степень распространенности наркомании среди молодежи.
5.Выяснить факторы, влияющие на распространение наркомании.
6.Влияние наркомании на личность и отношение с окружающими.
Объект исследования:
Учащиеся 8-9 классов школ - интернатов для детей с отстающим развитием города Перми.
Предмет исследования:
Интересы, ценностные ориентации, потребности представителей молодежи и особенности их реализации.
Гипотезы:
1. Круг дружеского общения (имеются ввиду употребляющие наркотики) наиболее сильно влияет на желание попробовать, либо употреблять наркотики.
2. Бедность, ограниченность интересов, ценностных ориентаций, потребностей молодежи являются стимулом к употреблению наркотиков.
3. Неудовлетворенность потребностей личности, неспособность адаптации к новым условиям, найти свое место в жизни являются причинами употребления наркотических веществ.
4. Выходцы из неблагополучных семей с невысоким материальным достатком чаще приобщаются к наркотической зависимости.
5. Подростки, страдающие табачной, алкогольной зависимостью наиболее подвержены пристрастию к наркотикам.
6. Конфликты в семейном кругу, напряженные отношения с преподавателями зачастую дают толчок к первой пробе наркотиков.
Предварительный системный анализ:
Факторы, влияющие на употребление наркотиков.
Общие: - кризисное состояние общества;
- Образование , не выступающее гарантом социальной карьеры и материального благополучия;
- коммерционализация досуговой сферы;
- влияние основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, сверстников);
- географический фактор;
- информированность о наркотиках (о последствиях употребления);
- доступность;
- социальное окружение;
- влияние молодежной культуры;
Специфические:
- пол;
- возраст;
- социальное происхождение;
- род занятий;
- характер отношений в семье;
- употребление алкоголя родителями;
- территориальная идентичность;
- образование;
- уровень образования родителей;
- наличие вторичной занятости;
- материальная обеспеченность;
- широта круга общения;
- наличие друзей, употребляющих наркотики;
- характер проведения свободного времени;
- ценностные ориентации, интересы, потребности;
- неспособность к адаптации в жизни;
- стрессовые состояния.
Структурный анализ.
Отношение к наркотикам.
*Нейтральное - (или равнодушное) это касается не только молодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как к отверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитие процесса, как бы со стороны.
*Отрицательное - молодые люди, которые очень плохо относятся к наркоманам. По своим личным причинам они занимают эту позицию, пытаются активно противодействовать и принимать активные меры.
*Положительные - молодые люди, которые являются либо наркоманами, либо это люди, получающие выгоду от сбыта наркотиков.
Интерпретация понятий.
*Ценностные интерпретации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшими факторами, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведения.
*Социальные нормы - нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре, зле, о должном, либо непозволительном.
*Мотив -
1. побудительная установка к какому-либо действию.
2. осознанное побуждение к деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
*Установка - готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту.
*Девиантное поведение - тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и др. нормам.
Основные виды:
- преступность
- проституция
- алкоголизм
- наркомания и т.д.
В дипломном проекте мной были выделены следующие типы отношений к наркомании:
*Нейтральное - (или равнодушное) это касается не только молодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как к отверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитие процесса, как бы со стороны. Скорее всего, это люди, неосознающие всей серьезности проблемы наркомании, возможно они никогда не сталкивались с данным явлением, либо, наоборот, те, кто периодически употребляют наркотические вещества.
АНКЕТА
ПОДРОСТОК О СЕБЕ.
Приглашаем Вас принять, участие в социологическом опросе, посвященном исследованию поведения молодежи в современном обществе.
Порядок заполнения анкеты.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов. Выберете тот ответ, который соответствует Вашему мнению и поставьте << галочку>>.
Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.
Фамилию указывать не надо.
Содержание отдельных анкет не разглашается.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в исследовании.
Пермь 2004
1. В какой школе Вы учитесь?
2. Сколько Вам лет?14-15___________________________
3. В каком классе Вы учитесь?
1)в 8 классе
2)в 9 классе
4. Ваш пол
1)мужской
2) женский
5. Ваша успеваемость:
1)на «четыре» и «пять»
2)в основном на «четыре»
3)все «тройки»
4)неуспевающий(ая)
Страницы: 1, 2