Рефераты. Технологии решения социальных проблем молодежи (проблемы наркомании)






Объективно роль педагогов всех рангов сейчас значительнее, чем в минувшие годы. Добровольно занимаются домашним хозяйством матери, либо потерявшие работу, либо не работавшие раньше, но желающие найти работу. А просто не работать и заниматься делами семьи под силу сейчас очень немногим. И у мужчин нагрузка существенно увеличилась. Вот и получается, что учителям, воспитателям, наставникам приходится выправлять, если еще возможно, огрехи домашнего воспитания, во многом его восполнять. Эта проблема не нова, но сегодня она приобрела столь острый характер, что о ней надо говорить со всей силой. Все это происходит после распада молодежных организаций, разрушения социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей развитие детей и юношества.

Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов [5, с. 12].

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем еще одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д. [6, с. 157].

Т.о., можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с наркоманией, особенно в молодежной сфере, которую под силу решить, взявшись за нее только всем миром.

1.3. Реабилитация и социальная адаптация наркоманов

Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь - это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.

Первый этап - определение степени погружения человека в наркотическое болото:

а) первичное увлечение - «разок попробовал» или попробовал несколько раз;

б) начал принимать наркотики регулярно, втянулся;

в) наркотическая зависимость - организм уже не может нормально функционировать без наркотиков; изматывающие душу и тело «ломки»; воля подавлена; наркоман больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении доз.

Этот этап целиком принадлежит врачам. После выявления степени наркогенной зараженности врачи определяют методы, обеспечивающие нейтрализацию ядов в организме и полную детоксикацию, т.е. выведение из организма продуктов распада наркотиков, а также коррекцию обмена веществ для нормального функционирования в условиях отказа от наркотиков и восстановления пациента.

Данный этап длится от 7 до 14 дней. Прежде всего, здесь необходимо обеспечить недоступность реабилитируемого бывшим дружкам. Нередки случаи, когда именно в этот момент они стараются «облегчить ему муки» и передать ему наркотики. В этом случае необходимо дежурить в палате. Это главное, чем можно помочь в этот период.

На втором этапе осуществляется восстановление нормального и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения человека, нарушенных разрушающим действием наркотиков.

Этот этап тоже, в основном, принадлежит медикам.

Третий этап - лечение депрессии, которая возникает после лечения в силу снижения жизненных функций и настроения. И все это время наркоман должен постоянно ощущать внимание со стороны своих близких, их готовность помочь.

Как утверждают специалисты, в их распоряжении есть немало способов, позволяющих человеку преодолеть депрессию, затормозить, а затем и загасить совсем деятельность внутренних механизмов патологического влечения к наркотикам. Иначе говоря, они способны разрушить функциональные системы патологических пристрастий. Основное орудие этого этапа - реабилитационные программы. Так, например, из множества таких программ, наиболее предпочтительны, программы, реализуемые А.Г. и И.В. Данилиными и описанные в их книге «Как спасти детей от наркотиков». Главной задачей программ авторы считают развитие опыта жизни без наркотиков и умения сопротивляться влиянию наркогенной среды.

Построение программ, по их мнению, должно включать:

- развитие способности к самосознанию и формирование уважения к себе как формы сопротивления влиянию наркологической среды;

- тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формировать свои потребности;

- развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

- тренинг творческих способностей;

- тренинг, направленный на борьбу с тревогой и умение радоваться текущему моменту жизни;

- развитие способности пребывания в особых, возвышенных, состояниях сознания без использования наркотических веществ;

- тренинг, направленный на формирование умения бороться со стрессами без употребления наркотиков;

- развитие умения распознавать форму агитации наркотических среды и сопротивляться ей;

- тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;

- развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;

- программы физического развития организма - двигательные и дыхательные гимнастики.

Комментируя структуру приведенных реабилитационных программ, их авторы особо подчеркивают, что «в каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности».

По сути дела, на этом этапе должно начаться формирование императива самосохранения. Человек начинает осмысливать свою судьбу, положение, в которое он попал, возможность и необходимость полноценной жизни в обществе. Перед ним реально встают вопросы, обусловленные его желанием найти выход - что делать, как определиться в жизни, как закрепить достигнутое состояние и не сорваться и др.

И если ему не помочь найти ответы на эти вопросы, то именно на этом этапе возможен срыв, а значит, рецидив. Обстоятельства, провоцирующие рецидив, - самые обычные: ссоры с близкими в семье, школе, вузе; неудачи в учебе и работе, если он начал учиться или работать; неверие окружающих в его выздоровление; отсутствие денег; различные острые внезапные заболевания, даже ОРЗ; перемены погоды. Даже благоприятные события, но несколько неожиданные, могут стать причиной рецидива.

Рецидивы резко ухудшат и без того подорванное состояние здоровья наркомана. Что касается последствий, то можно сказать одно: молодой человек, а тем более ребенок, выйдет из наркотизации (если выйдет) с расшатанным здоровьем и надломленной психикой. Поэтому, нужно удержать от рецидивов - другого пути нет.

Этот этап - прерогатива психотерапевтов. Но они, конечно, тоже не обойдутся без помощи семьи. Тактично пробуждая в человеке чувство собственного достоинства и желание жить без наркотиков, семья может стать серьезной опорой специалистам в этой работе. Никаких разговоров о наркотиках вообще, даже безотносительно к нему, в семье вестись не должно. Такие разговоры неизбежно обостряют депрессию, затрудняя выход из нее. И, конечно, никаких упреков по поводу того, что семье и всем ее членам пришлось пережить и перенести.

На четвертом этапе формируется система психологических самооценок, осознания преимущества своего нового физического и мировоззренческого состояния бывшего наркомана над состоянием вчерашнего активного наркомана. Именно осознание этого преимущества составляет основу для формирования оценочного отношения к наркомании и наркотизму как к асоциальным явлениям. А это уже реальный путь к психологическому освобождению от наркотической зависимости.

Хорошо бы именно в это время помочь ему найти что-то, что решительно отвлекло бы его от воспоминаний о наркотиках, - работу, загружающую физически и умственно, спорт.

Наконец, пятый этап - социальная адаптация бывшего наркомана, выздоравливающего человека.

Здесь задача совершенно конкретная: вернуть человека семье, учебе или работе, которые он давно бросил. Трудность задачи в том, что наркотики отняли здоровье молодого человека, превратили его почти в развалину, подавили его силу воли.

На этом этапе выздоравливающий наркоман начинает понимать, что нормальную жизнь с мечтами и перспективами он променял на иллюзии.

Конечно, все зависит от него самого и только от него. Но как много непредвиденных трудностей он встретит на дальнейшем пути, начиная с того, что в определенный период, начинают болеть кости, поясница и кажется, что только «разочек…» может дать спокойствие и отдых, а кончая тем, что наркоман обнаруживает, что окружающие не готовы и не хотят сразу же входить с ним если не в дружеские, то просто в приятельские, товарищеские, соседские, наконец, отношения. Окружающие не могут сразу поверить, что он стал другим. Это обижает, угнетает… И получается, что, отказавшись от наркотиков, он все теряет и не получает ничего взамен тех адовых мук, которые пережил.

Именно в это время ему надо помочь осмыслить простую истину, что преодоление всех этих неприятных моментов - этап, который надо пройти достойно, и что он не уложится в один день, даже в один год, и что единственный путь - включаться в жизнь, добиваться перелома к лучшему, всеми силами сопротивляться провокациям.

Т.о., с полной уверенностью можно утверждать, что реабилитация и социальная адаптация наркозависящих людей - это очень сложные, требующие больших усилий, как со стороны клиента, так и со стороны группы специалистов, и длительного периода времени процессы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.