Рефераты. Стереотип в межкультурной коммуникации






В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде-ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей от-носительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха-рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз-личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ-ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так-же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе-дневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы -- устойчивые суждения о представителях одних на-циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти-пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас-пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении и функционировании сте-реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима-тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ-ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ-ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан-типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по-ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на-рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.

Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон-цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте-реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по-добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок-ружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле-ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе-матизме и обобщенности стереотипные представления о других на-родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу-жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый-ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Откуда берутся стереотипы?

Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок-ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту -- инди-видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри-ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про-исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче-ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано-вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс-ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас-социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа-ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отожде-ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталя-ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте-реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ-ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали-зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую-щий стереотип.

Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео-типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин-цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи-чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо-лее удобные и привычные модели, которые получили название сте-реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ-лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест-ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че-ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по-требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре-вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю-щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ-ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело-сипед».

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са-мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин-формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя-ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль-туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра-зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере-даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи-во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса-ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться -- родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто-душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя -- обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер-байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи-вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима-ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси-рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен-ность:

* Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива-ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб-ственного мнения или установки.

* Большое значение имеет статус источника информации. Со-вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен-ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор-мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит-ся в их сознании.

* Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон-чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав-торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче-зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со-бой его поведение. Все представляется правильным и спра-ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав-торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни-кации сравнимо с массовым гипнозом.

Функции стереотипов.

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую-щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст-вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон-серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ-ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника-ции особое значение имеют следующие:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.