Рефераты. Современная социология






К теориям "среднего уровня" относят те, которые претендуют на осмысление не всей социальной жизни как целостной системы, а лишь некоторых ее структур (страт, классов, этносов, трудовых коллективов и т.д.) и процессов (конфликтов, социализации и адаптации личности, аномального поведения людей и т.п.).

Общесоциологическую теорию можно сравнить с глобусом - моделью нашей планеты, а среднеуровневую - с географической картой определенного материка и/или страны.

Основные параметры географических карт, как известно, предопределены местоположением картографируемого объекта на глобусе. Подобно этому содержание среднеуровневой теории зависит от содержания той общесоциологической теории, которую она конкретизирует.

Продолжая географическую аналогию, отметим, что когда люди путешествуют по какой-либо незнакомой стране, то предпочитают пользоваться не глобусом, а картами соответствующей местности. Этим мы хотим сказать, что среднеуровневые теории оказываются в определенных случаях нужнее общесоциологических. Речь идет о ситуациях разработки программ эмпирических социологических исследований, формулирования гипотез, определения методов и методик их проверки, интерпретации полученной информации. Повышенная теоретико-методологическая роль концепций среднего уровня в эмпирических исследованиях объясняет обилие последних в условиях отсутствия удовлетворяющей всех социологов общесоциологической теории.

Среднеуровневых социологических теорий гораздо больше, чем "больших". Их численность постоянно растет и в этом проявляется один из векторов развития социологии. На основе именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные отрасли социологии.

Не менее, а для практики проведения эмпирических исследований более, значимы специальные (частные) теории, конкретизирующие среднеуровневые. Например, одной их теорий среднего уровня является концепция коллектива. Исследования, проведенные на ее основе, установили, что закономерности коллектива по разному проявляются в производственных, учебных, воинских, управленческих и иных их типах. Более того, обнаружены закономерности, специфически присущие каждому типу коллектива. Поэтому сложились специальные теории вышеуказанных типов коллектива, имеющие частный характер относительно данной среднеуровневой концепции. Естественно, что исследователю, взявшемуся за изучение какой-либо проблематики коллектива, скажем, цеха какого-то предприятия, в первую очередь, понадобится специальная теория производственного коллектива.

Отрасли социологии. Ныне их так много, что возникла потребность их классификации. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками. Третью типологию рассмотрим в следующем параграфе, а сейчас осветим две первых.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:1) личности, 2) семьи, 3) малой группы, 4) коллектива, 5) профессиональных групп, 6) страт и классов, 7) молодежи (ювиносоциология), 8) лиц зрелого возраста (акмесоциология), 9) пожилых людей (геронтосоциология), 10) женщин (феминосоциология), 11) гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола, 12) национальных образований (этносоциология, 13) организаций (социология армии, высшей школы и т.п.), 14) политических партий, 15) электората, 16) СМИ (средств массовой информации), 17) типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.), 18) регионов страны, 19) элиты общества, 20) органов власти и т.д.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободного времени, 3) быта, 4) управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства), 7) военную, 8) науки, 9) образования, 10) воспитания (в т.ч. педагогическую социологию), 11) морали, 12) права, 13) религии, 14) моды, 15) спорта, 16) искусства, 17) литературы, 18) медицины и здравоохранения, 19) рекламы, 20) кино, 21) девиантного поведения (в том числе социологию преступности), 22) образа жизни, 23) общественного мнения, 24) социальной работы.

Точка в конце приведенного перечня, конечно, не окончательная. Число отраслей социологии, вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает. Ныне не только на Западе, но и в Казахстане начато обстоятельное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей социологии.

Завершим сказанное об уровнях и отраслях социологии следующим образом. Вообразите дерево, у которого есть корни, ствол, толстые суки, исходящие от них ветки, листья и какие-то плоды. Это дерево - модель нашей науки. Его корни - социологические парадигмы, методологические принципы социологии и общенаучные методы познания. Ствол дерева социологии составляют общесоциологические ("большие") теории. Толстые суки - теории среднего уровня, а ветви - специальные (частные) теории. Все что произрастает на одном толстом суку - отрасль социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическую социологию, конкретные социологические исследования, их методики и результаты.

Чтобы нарисованный образ адекватнее отражал уровни и структуру социологии, заметим, что древо социологии похоже не на стройный кипарис или ель, а на сибирскую (стелющуюся) яблоню. У нее мощная корневая система, невысокий ствол, много толстых сучьев и ветвей, развитая крона. Аналогичная картина наблюдается при рассмотрении древа социологии - многочисленность парадигм и методологий, хорошая развитость среднеуровневых концепций, отраслей и эмпирических исследований при относительной недоразвитости общесоциологических теорий.

Любая модель упрощает и огрубляет действительность. Это утверждение относится и к предложенному нами образу древа социологии. Но каждая модель, даже самая примитивная, оказывается полезной для понимания того явления, которое она отражает. Представление социологии в качестве древа облегчает осознание органичности связей и взаимообусловленности ее различных структур и уровней. Эмпирические исследования "завянут" и "отпадут" от социологии, если не будут питаться живительным соком, поступающим из методологии и теории. Но все дерево социологии погибнет без научного "хлорофилла", вырабатываемого на ее эмпирическом уровне.

Глава 3. Перспективы развития социологии

Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия - эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

 Но где же взять такую философию? Какое выбрать государство как образец желаемого развития, как пример для подражания? Многие указывают на США. Увы, США, где, как признал вице-президент А. Гор в своей книге “Земля на чаше весов”, рыночно-потребительская цивилизация создала тупиковую ситуацию.

Истина нынешней эпохи состоит в том, что в настоящее время нет ни государства, ни философии, которые могли бы в этом плане служить путеводной нитью (целью развития) для всего человечества.

Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, -  писал он, - исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями. Одним словом, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов”.

Так что же такое социология в контексте эволюции власти? Это наука о закономерностях управляемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом, нынешнем и предполагаемом состоянии. Имея развитый категориальный аппарат, она в состоянии создавать свою инженерию (социальные технологии), исследуя, таким образом, и грядущее.

Довольно часто говорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслями знания. Я хотел бы заметить, что состояние социологии лимитировано развитием всех остальных наук и прежде всего философии. Социолог, если у него возникает потребность выйти за рамки принятой (своей) философии, вынужден создавать (искать) новую.

Мне кажется, что в будущем социология вернется к своим истокам, давным-давно обозначенным молодым П. Сорокиным. Он считал, что “все виды мировой энергии или мирового бытия... in abstracto могут быть разделены на известные разряды, из которых каждый разряд обладает своим специфическими свойствами” и выделял три основных вида энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую (физико-химическую), органическую (жизнь), психо-социальную (или психическую) (общество). Сообразно с этим и науки могут быть разделены на три группы: физико-химические, биологические, социальные. Далее он говорил, что “все процессы взаимодействия, обладающие психической природой, совершенно независимо от того, между кем или чем они совершаются, представляют социальное взаимодействие и тем самым являются объектом социологии”.

Но еще важнее этого, заимствованного у Тарда или Петражицкого, определения представляется убеждение П. Сорокина в том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сперва теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развилась сравнительно недавно. Причем, когда О. Конт начал читать в Париже лекции, из которых позднее составилось шеститомное сочинение о “Положительной философии”, его слушали всего несколько десятков человек.

Социология тесно связана с философией. В основе связи -- изначальная целостность социальной мысли человечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информа-ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз- действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со- обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен-ным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно -- это в современных усло-виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ-ном мире.

Заключение

Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.

Современная социология -- это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Социология -- наука о становлении, развитии и функциониро-вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль-ных отношениях между общностями, между общностями и лич-ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

В качестве основных структур в ней выделяют:

· макроциологию и микросоциологию

· общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

· теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

· отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);

направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

Список использованной литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.

3. Гидденс Э. Социология. Учебник для 1990-х годов. Челябинск, 1992. (пер. с англ).

4. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.

5. Конт О.//Мир философии. В 2-х ч.М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.

6. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.

7. Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-С.22-98.

8. Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.

9. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.

10. Смелзер Н. Социология. Учебник. М., 1994. (пер. с англ.).

11. Соколова Г. Н. Экономическая социология. М., 2000

12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.

13. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. М., 1998.

14. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996

15. Социология. Учебник для студентов вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1998.

16. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

17. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.

18. Фролов С. С. Социология. Учебник. М.. 1996.

19. Фролов С.С.Социология.-С.9-18.

20. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. М., 1998

21. Экономическая социология. / Под ред. Бальметдинова Е. С. Алматы, 1997.

22. Энциклопедический словарь.

23. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М. 1972.

24. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.