Рефераты. Социология личности






«Я-Сам»(по Миду - I) -- это реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, иначе говоря, - субъект - наблюдатель. «Я-Меня»(по Миду - Me) -- осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей -- родственников, друзей. «Я-Меня» - объект - наблюдаемый. Например, я - «Я-Сам» воспитан в принципах бережного отношения к деньгам («копейка рубль бережет»), но окружающие меня люди считают скупость пороком, и я в отношениях с ними («Я-Меня») стараюсь быть щедрым и великодушным .

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее поведения. Мать для него - по Миду - «значимый другой». Следующая стадия - игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что - отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы впитываем в себя организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус -- это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний -- в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.

Анализ статуса

Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя -- обучать школьников, функция средств массовой информации -- давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т. п.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия -- символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет.

Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж -- это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль -- поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н.Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р.Линтон.

Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Статусный и ролевой наборы

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:

предписанный статус -- тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример -- женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

достигаемый статус -- получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

смешанный статус -- обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.

Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру).

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение -- трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей -- выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей -- с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.

Лекция 2. Социализация личности

Основные понятия

Социализация, обучение, воспитание, агент социализации, ресоциализация, десоциализация, жизненный цикл.

Словарь

Обучение -- приобретение новых знаний, рудиментарная форма социализации.

Воспитание -- целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека.

Агент социализации -- конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Феральные люди -- человеческие детеныши, воспитанные среди стайных зверей, например, волков.

1.2.1. Социализация: сущность, содержание

Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".

У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.