15
Таковы общие моменты, общие замечания, которые можно встретить в работах большинства философов (суждения которых есть чаще художественное освоение мира) и ученых Художественность, как замечает В.С.Хазиев, «выполняет роль учителя, своего рода «растолкователя» того, о чем идет речь в процессе «мышления понятиями».. . Понять - это значит как «расшифровать новый текст на языке тех синонимов, которые уже имеются в сознании познающего, так и видоизменить и «растрясти» новое, чтобы оно уложилось в ячейки сознания слушателя...» // Хазиев B.C. О языке философских текстов // Философские науки. - 1991. - № П. -С. 115-116..
Конфликтные ситуации, участниками которых становились различные социальные группы, не смогли не сыграть весьма значительной роли в истории, вызывая смуты, смену монарха и царствующей династии, войны и другие неурядицы в жизни общества. Возникая по поводу того или иного ресурса, распределенного в обществе, в результате притязаний участников конфликта, они порождали различного рода заинтересованные группы, прямо или косвенно влияющие динамику конфликта, разделяя общество.
Сказанное позволяет обратиться к исследованию самого понятия «социальный конфликт», к выявлению его основных характеристик. Для решения этой задачи автор обратился к эпохам, а также к конкретным персоналиям, которые олицетворяют те ссоры, которые имели место быть в период XVI - XVII вв. в той конкретно - исторической ситуации.
В соответствии с этой целью автор, основываясь на некоторые факты из истории того периода, исходную ситуацию, сложившуюся как результат противоречий, приведших к становлению русского централизованного государства, стремился обосновать понятия «социальный конфликт», исследовать содержательно смысловое ядро этого понятия, очертить контуры его, границы, выяснить их причины и основания, а также факторы, сыгравшие значимую роль в процессе их формирования.
Основываясь на идеях наиболее крупных историков, в первую очередь Карамзина, Соловьева, Р. Пайпса и ряда других исследователей, осмыслении их представлений о происходящих процессах в России в XVI - XVII вв., можно как в некоторой степени уяснить феномен социального конфликта, так и обогатить его содержание фактами из жизни молодого еще русского государства. Изложенное видение происходящего, в достаточной степени популярное, образное, во многом предвосхищает развитие фундаментальных научных теорий.
Исследование социального конфликта - это совокупность последовательных исследовательских процедур, направленных на изучение сущности и особенностей социальных конфликтов, а также система подходов, принципов, методов исследования социальных конфликтов. В основе исследовательских процедур может лежать системный, структурно-функциональный, субъектно-деятельностный, ситуационный, структурный и другие самые разнообразные подходы.
Совокупность таких процедур может быть определен как прикладной анализ конфликта. Социальный уровень конфликта, его масштабность, уровень притязаний участников конфликта и их цели определяет глубину и масштабность исследования. Прикладной анализ конфликта, являясь составной частью социологического исследования социальных конфликтов, направлен на изучение и выяснение следующих параметров конфликтного взаимодействия - причин конфликта, объекта и субъектов конфликта, их интересов, целей и позиций, поводов конфликта, соотношения сил, способов и приемов борьбы, а также динамических характеристик развертывания конфликта и его возможных последствий.
Исследование различных социальных конфликтов является одной из разновидностей социологических исследований, включает те же этапы и характеристики - предварительное изучение конфликтной ситуации и разработка замысла исследования; разработка программы исследования; определение конкретного объекта исследования; разработка методики и инструментария исследования; проведение пилотажного исследования; сбор первичной информации; обработка полученных данных, анализ и интепретация результатов; формулирование выводов и рекомендаций.
Достаточно известное утверждение Иммануила Канта о том, что популярная практическая философия не идет дальше того, до чего она может на ощупь дойти посредством примеров, в контексте исследования может быть интерпретировано как указание на способ раскрытия темы.
Эффективное воздействие на социальные конфликты возможно только в том случае, когда достаточно глубоко изучена природа конфликта, поняты истинные причины его возникновения, выявлены закономерности развития и разрешения. Профилактика и диагностика социальных конфликтов, их конструктивное разрешение и регулирование, повышение при этом роли науки является сегодня одной из важнейших задач управления в российском обществе.
Научная система знаний о различных социальных конфликтах, опирающаяся на научно-теоретические и методологические основы социологии конфликта способна стать эффективным средством предупреждения и урегулирования возникающих социальных коллизий в российском обществе. В этом практическая значимость работы.
Методологической основой работы является та мысль о неизбежности конфликтов, возможности их предотвращения и устранения в первую очередь переговорами.
Исторически система знаний о социальных конфликтах начала складываться как междисциплинарная отрасль знания, синтез множества наук, основными из которых являются военные науки, социология, политология, психология, право, история, философия, искусствоведение, педагогика, математика. Научный интерес к этому социокультурному феномену, возникший во времена, на временном отрезке располагаемые до нашей эры, оформившись в научные теории лишь в XIX веке,
Сложность и многогранность самого феномена конфликта требует не только тщательной разработки понятийного аппарата, обновления методологических позиций с учетом результатов, достигнутых в этой исследовательской области западной историографией, но и эффективного соединения категорий и методов различных научных дисциплин, таких как история, социология, философия, культурология, психология и др. Изучение конфликта как части исторического процесса (потенциальной или неизбежной) требует от исследователя постановки новых вопросов, как теоретических, так и конкретно-исторических. Причины и факторы, определяющие характер конфликта, типы конфликтов и их последствия, субъекты и функции конфликта могут рассматриваться как в рамках логико-диалектической, так и событийно-диалогической модели исторического процесса. Различные, а часто и противоположные исследовательские парадигмы, задают и соответствующую оценку конфликта, и способы его анализа. История социальных конфликтов тесно связана с историей социальных групп, отражая процессы взаимодействия различных групп в обществе, государства и социальных групп, определенные способы выражения групповых интересов и столкновения между ними, трансформации социальной структуры и политической культуры общества. История социальных конфликтов включает изучение конфликтов не только внутренних, но и внешних, а также их взаимосвязи, что значительно расширяет исследовательское поле. XVI - XVII века стали определяющими в формировании единого русского государства, что было связано с укреплением центральной власти. Пройдя через годы смутного времени, ставшие пиком развития социальных конфликтов того периода русской истории, эпохой конфликтов, возникновение которой связано с ослаблением власти монарха, падением авторитета династии Рюриковичей и необходимостью воцарения нового рода уже единое русское государство не могло обойтись без новых конфликтов, новых ссор и войн. Тем не менее, те их них, что относятся к названному периоду, обладая изрядной спецификой не могли не стать предметом отдельного исследования, отдельного осмысления. Будучи связанными с неразрешенными противоречиями того времени они стали средством их разрешения, последствия тех конфликтов испытало на себе общество восемнадцатого века. Образы социальных конфликтов тех веков являются составной частью современного исторического сознания, оказывая некоторое воздействие на формирование общественного поведения в современных условиях.
· Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией.
· Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа).
· Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта.
· Активные действия сторон.
· Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются:
Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.