Сохранение культурного наследия для последующих поколений - задача, которая должна решаться на государственном уровне. Рынок не в состоянии с ней справиться. Необходимо выборочное бюджетное финансирование обеспечения сохранности наиболее ценных объектов и достижений отечественной культуры и истории, получивших мировое признание. Вместе с тем большое количество культурных мероприятий: концертов, выставок, музеев - вполне вписываются в систему рыночных отношений, и поэтому государству здесь можно уйти от излишней финансовой опеки, оставив за собой общий контроль.(регулируется законом Российской Федерации «О культуре» с изменениями на 31.12.2005)
На основе проведенного анализа экономики можно сделать следующие выводы:
· существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения. На преимущественно рыночных принципах должно работать и развиваться жилищно-коммунальное хозяйство. С повышением уровня жизни приоритетность бюджетного финансирования и поддержки будет меняться;
· система отношений в отраслях социальной сферы еще в значительной степени носит социально-иждивенческий характер и вступает в противоречие с законами рыночной экономики. Реформирование социальной сферы должно обеспечить баланс между принципами экономической и социальной эффективности. Социальные выплаты должны предоставляться домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
· модель социального блока бюджетов последних лет - это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы.
В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации - способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.
3.Ситуация в Томской области.
Департамент здравоохранения
· Обеспечивает меры по реализации постановлений Правительства Российской Федерации, Администрации Томской области, решений Государственной Думы Томской области для проведения единой государственной политики в сфере здравоохранения.
· Разрабатывает и формирует систему медицинской и лекарственной помощи на территории области.
· Осуществляет финансовое нормирование и планирование деятельности системы здравоохранения на территориальном уровне, проводит анализ и обеспечивает контроль за эффективным расходованием финансовых средств.
· Осуществляет кадровое, материально-техническое, лекарственное нормирование и планирование деятельности системы здравоохранения на территориальном уровне, проводит анализ и обеспечивает контроль за их эффективным применением.
· Разрабатывает плановые медико-статистические показатели деятельности системы здравоохранения в целом по области и в разрезе медицинских служб муниципальных образований, стандарты предоставления медицинской и лекарственной помощи; контролирует их исполнение.
· Участвует в разработке законодательных, нормативных и иных документов в сфере здравоохранения Томской области, издает приказы, указания и распоряжения, обязательные к исполнению всеми субъектами здравоохранения Томской области.
· Участвует в формировании органов управления муниципальной системы здравоохранения.
· Осуществляет сертификацию, лицензирование и аккредитацию медицинской и фармацевтической деятельности.
· Разрабатывает предложения по совершенствованию обязательного и добровольного медицинского страхования, а также использованию иных источников финансирования здравоохранения.
· Взаимодействует с органами управления здравоохранением территорий РФ, Министерством здравоохранения РФ, медицинскими службами государств ближнего и дальнего зарубежья.
· Участвует в обеспечении гигиенического и эпидемиологического благополучия населения, обеспечении деятельности системы здравоохранения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, в разработке комплекса мер, предусмотренных на случай военного времени.
Уровень жизни
Томская область сохраняет лидерство в Сибирском федеральном округе по социальным показателям:
· по итогам 2005 года реальные доходы населения выросли почти на 9 процентов;
· по уровню среднемесячной заработной платы Томская область среди регионов СФО занимает 2-е место (после Красноярского края);
· за 2005 год в 1,5 раза выросло число организаций с уровнем заработной платы свыше 20 тысяч руб.;
· на треть возросла численность работников с заработной платой в 4-5 прожиточных минимумов;
· заработная плата в бюджетной сфере росла более высокими темпами, чем в производственной.
(январь-апрель 2007 года)
ПОКАЗАТЕЛИ
январь-апрель
2007 г.
2006 г.
Сведения об экономически активном населении
численность на 1 мая,чел.
530000
526000
Содействие в трудоустройстве ищущим работу гражданам
получили консультации юриста, психолога-профконсультанта и специалистов по трудоустройству , чел.
64420
67413
обратились за содействием в поиске подходящей работы, чел.
14754
16015
нашли работу (доходное место), чел.
6328
6824
Сведения о зарегистрированных безработных
кол-во безработных на 1 мая чел.
19097
23588
признаны безработными, чел.
11156
12969
трудоустроены
5271
5966
уровень регистрируемой безработицы на 1 мая, %
3,6
4,48
Потребность в рабочей силе
вакансий , ед.
22025
18571
потребность в работниках на 1 мая, чел.
7361
5402
из них по рабочим специальностям, %
72,3
74,4
коэффициент напряженности на 1 мая(численность безработных граждан, состоявших на учете в СЗ, на одну заявленную вакансию), чел.
2,6
4,4
Организация профессионального обучения
направлены на обучение, чел.
576
1024
завершили обучение, чел.
57
828
трудоустроены после прохождения профобучения за 4 месяца, чел.
380
540
Организация профессиональной ориентации
профессиональными услугами воспользовались, чел.
24853
21371
Социальная адаптация граждан
навыки активного поиска работы, психологическую поддержку в клубах получили, чел.
468
747
Организация общественных работ
приняли участие, чел.
887
834
Состояние и тенденции социально-экономического развития
Томская область
Томская область жила все эти годы в общероссийском контексте, а по многим показателям развития уверенно вошла в лидеры Сибири.
Малый бизнес как производитель рабочих мест существенно укрепил свои позиции. Количество малых предприятий выросло до 7400, здесь работает20% экономически активного населения Томской области. Новая тенденция - активное становление малого бизнеса в муниципальных образованиях, где развивается не только торговля, но и заготовка, и переработка дикоросов, что дает работу 100 тысячам жителей области.
В сектор реальной экономики превратился научно-образовательный комплекс как производитель интеллектуальных ресурсов и сфера формирования инновационного бизнеса. Общий объем финансирования НОК достиг в прошлом году 5,3 млрд. руб. В томских вузах и техникумах обучается 100 тыс. студентов, число преподавателей выросло на четверть. Наряду с экспортом образовательных услуг, вузы активно создают инновационные предприятия. Мировую известность приобрели компании “Сиам”, “ЭлеСи”, “Микран”, “Контек”, “Электропульс”. Объем продукции, выпущенной инновационными предприятиями области в 2003 г., оценивается в 2 млрд. руб., что равно объему продукции всех предприятий традиционного машиностроения.
Мощный импульс получило развитие телекоммуникационной сферы в Томской области, вошедшей в пятерку российских лидеров по числу пользователей компьютеров, в т.ч. за счет участия в программе компьютеризации всех школ, установки 300 спутниковых антенн, реализации проекта “Телемедицина”.
Но все достижения в экономике имеют смысл только тогда, когда реально влияют на уровень и качество жизни людей. И такое влияние у нас в области ощущается. Рост доходов жителей области составил за четыре года 70%, средняя заработная плата в 2003 г. превысила 6800 руб. При этом полностью ликвидирована задолженность по заработной плате в бюджетной сфере и по выплате детских пособий. Уровень благосостояния можно определять разными мерками, в том числе и ростом числа абонентов сотовой связи, которых за два года в области стало больше в 10 раз.
Расходы областного бюджета на социальные нужды возросли в 3 раза. Областная власть профинансировала в полном объеме программы “Школьный автобус”, приобретение учебников и учебных пособий, спортивного инвентаря, ремонт детских поликлиник в Томске и ряд других социально значимых проектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4