Рефераты. Социальная политика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности в современном российском обществе, специфика участия в ней социальных работников






Государственными заказчиками федеральных программ, входящих в президентскую программу "Дети России", являются:

Министерство труда и социального развития Российской Федерации (программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (программы "Дети-сироты", "Одаренные дети");

Министерство здравоохранения Российской Федерации (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство");

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (программа "Развитие индустрии детского питания");

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа "Дети Чернобыля");

Министерство региональной политики Российской Федерации (программа "Дети Севера");

Федеральная миграционная служба России (программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев");

Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (программа "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996-2000 годах) [2, с. 49].

Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов, Федерация независимых профсоюзов РФ, неправительственные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах. Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими очень большой вклад в достижение программных целей.

Большое число участников выполнения программы и необходимость в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы "Дети России".

На уровне министерств - государственных заказчиков федеральных целевых программ в составе президентской программы "Дети России" установлена процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов и заключения государственных контрактов (договоров), созданы дирекции по управлению программами с привлечением независимых экспертов - известных специалистов по проблемам, решению которых посвящены программы.

Координатором выполнения президентской программы "Дети России" в целом определено Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по реализации программных мероприятий и эффективному использованию средств федерального бюджета с 1997г. работает Координационный совет по реализации программы "Дети России" .

Выполнение программы постоянно находится в поле зрения Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания. За период реализации программы ход ее выполнения рассматривался на заседаниях Правительства Российской Федерации, неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

К сожалению, все нарастающий дефицит финансовых средств не позволяет обеспечить финансирование президентской программы "Дети России" в полном объеме в соответствии с федеральным бюджетом. Если в 1994 г. расходы по программе были отфинансированы на 100%, то в 1997г. - всего на 69%. В 1998 в связи с разразившимся финансовым кризисом финансирование программы осуществлено на 52,9%. Наиболее острой проблемой в условиях сокращения инвестиций является финансирование капитальных вложений, что в первую очередь влияет на выполнение программ "Развитие индустрии детского питания", "Дети-сироты", "Дети Севера" [2, с. 39].

Вместе с тем широкий резонанс, вызванный реализацией программы, а также инициирование программой усилий субъектов РФ в сфере улучшения положения детей стимулирует разработку и реализацию территориальных программ по улучшению положения детей в регионах. В настоящее время в 77 субъектах РФ разработаны и реализуются программы, подобные программе «Дети России». Так, в Алтайском крае в рамках президентской программы «Дети России» действуют краевые социальные программы: «Семья, женщины, дети», «Дети Алтая», «Дети инвалиды», «Одаренные дети». Все активнее в реализации программы участвуют общественные организации, особенно на региональном уровне [2, с. 40].

Одним из основных направлений программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: принят в первом чтении проект федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"; подготовлен проект федерального закона "Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав", который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; ведется работа над законопроектом "О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков"; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности [2, с. 41].

Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективе актуальности президентской программы "Дети России", эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе. В этой связи в федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено целевое финансирование президентской программы "Дети России" в разбивке финансирования по федеральным целевым программам, входящим в ее состав. При этом удалось сохранить планируемое финансирование программы в целом на уровне несколько выше закона о федеральном бюджете на предыдущий, 1998 год. Также приоритетность выделения средств на программу "Дети России" подтверждается распределением на этапе утверждения федерального бюджета объемов потенциального дополнительного финансирования по федеральным целевым программам из дополнительных доходов.

Т.о., результате реализации программы удалось в сложных социально-экономических условиях не только смягчить переход к рынку для наиболее уязвимых групп детей, но и создать новые, адекватные рыночной экономике и демократическому общественному устройству механизмы защиты прав детей, закрепить их законодательно и приступить к созданию новых социальных технологий в защите прав детей, в том числе наиболее социально уязвимых групп детей, на жизнь и развитие, сформировать необходимую для их обеспечения сеть специальных учреждений, прежде всего учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация различного рода социальных программ является одним из важнейших механизмов достижения целей социально политики государства, в приоритетах которой, безусловно и прежде всего, должны стоять социальная справедливость в обществе, социальная защищенность всех граждан, принцип всеобщего благосостояния.

Также, хотелось бы сказать о том, что немаловажное значение имеет место осознанность того, что мы делаем, т.е. необходимо, чтобы социальные программы добросовестно выполнялись на всех уровнях (федеральный, региональный, местный), и, чтобы каждый из нас знал, какая ответственность лежит на нем перед обществом, лишь только в этом случае мы сможем добиться того, чтобы результаты нашей социальной политики приносили лишь положительные результаты.

Заключение

Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.

Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек - общество - государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.

Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

Написав данную курсовую работу, я попыталась разобраться в таком сложном явлении как социальная политика, осознать что-то новое для себя.

В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике.

Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.

Таким образом, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).

Изучая особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области, я поняла, что сегодня перед нашим государством стоит выбор, по какому пути развития пойти в социальной политике. И чтобы правильно решить данную задачу, необходимо учитывать не только свой собственный опыт, но и опыт иностранных государств в данной сфере.

Также работая над своей курсовой, я выяснила, что социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, есть место и обратной связи, т. е. социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Социальные программы в нашей стране реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование. А, вообще, они призваны решить уже давно наболевшие проблемы нашего общества.

Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

Список литературы:

1. Батурин Л. А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. Минск: Издательство «Слово», 1997. - 342 с.

2. Жуков В. И. Потенциал человека: Индекс социального развития // Семья в России. - № 3, 1996. - с. 34 - 40.

3. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - М.:

Издательский центр «МарТ», 2005. - 528 с.

5. Пешихонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы

финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2001. - с. 20 - 39.

6. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.

7. Смирнов С. С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. - № 2, 1999. - с. 21 - 29.

8. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 427с.

9. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2004.- 496 с.

10. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист.- № 4, 1997. - с. 15 - 19.

11. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.:

Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 692 с.

12. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с.

13. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных

минимальных социальных стандартов // Экономист.- №1, 1999.-с. 48-55.

14. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная

либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1,

1998.- с. 19 - 26.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.