Рефераты. Расы, расовая классификация и научная нестостоятельность расистских доктрин






Дальневосточная раса. По сравнению с североазиатской бо-лее тугие волосы, более темная пигментация, более толстые гу-бы, мезогнатность; более узкое лицо, большая высота черепа, чем у североазиатской и арктической рас.

Южноазиатская раса. Смуглый цвет кожи, более утолщен-ные губы, высокий носовой указатель, короткое и уплощенное лицо.

Американская раса. Сильно варьирует по многим призна-кам, что указывает на сравнительно более позднее ее образова-ние. Ближе всего к арктической расе, но отличается почти пол-ным отсутствием эпикантуса, более смуглой кожей, сильно вы-ступающим носом.

Курильская, или айнская, раса. Нейтральна: по развитию волосяного покрова занимает одно из первых мест среди рас, во-лосы жесткие и волнистые, уплощенное лицо, большой процент эпикантуса, рост ниже, чем у полинезийцев.

Полинезийская раса. Нейтрально волнистые волосы, светло-коричневая или желтая кожа, курчавые волосы, среднеразвитый третичный волосяной покров, умеренно выступающий нос, губы более толстые чем у европейцев, высокий рост.

Данные о степени сходства между расами, их ареалах и древ-ности помогают выявить родство рас. Однако и в этой классифи-кационной схеме не всегда четко отражен генезис рас (проис-хождение бушменской, айнской, полинезийской и некоторых других рас не раскрывается исходя из схемы).

Изученные наследственные признаки человека (группы и дру-гие факторы крови, дерматоглифические и одонтологические данные) показывают четкую дифференциацию между двумя ра-совыми стволами: европеоидным и монголоидным. При первоначальном разделении че-ловечества на 2 группы и заселении ими восточной и западной территорий в этих популяциях случайно оказалась сравнительно высокая концентрация некоторых генов. Позднее в условиях дли-тельной изоляции малых по численности групп населения отли-чия эти вследствие дрейфа генов значительно усилились. Генетико-автоматические процессы с наибольшей силой сказались на распределении признаков, зависящих от одной или немногих пар аллелей. К таким признакам относятся группы крови, ареальные особенности зубной системы, кожные узоры, цветовая слепота. Полигенные признаки -- пропорции и длина тела, пигментация и др.-- влиянию дрейфа подверглись в меньшей степени.

В более поздних работах Н. Н. Чебоксаров склонялся к мыс-ли о первоначальных двух очагах расообразования и деления на две расы соответственно-- западный (в Северо-Восточной Афри-ке и на юго-западе Азии) и более поздний восточный очаг в Юго-Восточной Азии.

§ 3. НАУЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАСИСТСКИХ ДОКТРИН

РАСИЗМ -- совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.

Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к за-хвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Ко-лумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. На-чалась активная колонизация Американского. Азиатского и Аф-риканского континентов.

В результате жестокой колониальной политики были истреб-лены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей на-считывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американ-ских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к не-хватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет приво-зимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась системати-чески. В XVII--XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.

Христиан-ская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что со-временные люди являются потомками библейского Ноя, у кото-рого, по преданию, было три сына--Сим, Хам и Яфет. Они яко-бы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Предста-вители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомка-ми Сима, а чернокожие народы -- проклятого богом Хама.

С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы пред-ставляют собой низшую породу людей.

Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.

На рубеже XVIII--XIX вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверж-дали, что между расами существуют значительные биологи-ческие различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на цер-ковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Ада-ма и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библей-ского Хама -- чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пре-делах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.

Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних чело-векообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что ра-сы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биоло-гически. Это направление получило название полифилии (гр. phylon-- племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индей-цы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.

Противоположной точки зрения придерживались монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического проис-хождения рас.

Во второй половине XIX в. возникла антропологическая шко-ла. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.

На рубеже XIX--XX вв. зародилось евгеническое (евгеника (гр. Еugenes - породистый) учение о наследственном здоровье человека и о путях его улучшения) направле-ние в генетике. Некоторые положения этого учения использовались для оправдания расовой дискриминации и геноцида. Например, предлагалось ввести закон об ограниче-нии рождаемости у отдельных людей и даже целых народов, при-знанных «генетически неполноценными». Предпосылкой послужило сочинение, вышедшее во Франции графа А. Гобино под названием «Трактат о неравенстве чело-веческих рас». В нём автор доказывает, что высшей расой является «нордический», или «арийский», тип, представ-ленный белокурыми людьми. Смешение арийцев с «низшими» расами приводит к вырождению, упадку куль-туры. Это произведение послужило основой для разра-ботки различных форм и вариантов расизма XIX--XX вв. Миф о превосходстве «арийской», или «тевтонской», расы получил дальнейшее развитие в фашистской Германии, где практика ра-сизма достигла наиболее бесчеловечных форм.

Применяя на практике расистские теории, фашистская Герма-ния приняла законы, по которым даже немцы, не говоря уже о других народах, делились на касты «чистой крови», «нечистой крови» и «неарийцев». Первые наделялись всеми правами и при-вилегиями, представители двух других каст ограничивались в правах вплоть до возможности оставить после себя потомство.

Современный прогрессивный американский ученый X. Камас выделяет в истории расизма 4 главных периода.

1. Для доказательства «умственной неполноценности» цветных рас счи-талось достаточно отметить особенности их физического типа.

2. Затем для аргументации вывода о существовании «высших» и «низших» рас привлекались размеры мозга.

3. Структурные особенности мозга, ко-торые будто бы указывают на различия в умственных способно-стях у представителей различных рас.

Но структура мозга не несет в себе расовых признаков. Умственное развитие зависит пре-имущественно от социальных факторов. Оно выше у детей с более высоким жизненным уровнем н образовательным цензом их родителей, независимо от расовой принадлежности.

4. «Культурный релятивизм». Здесь формально признается биологическая равноценность рас человека, но и пропагандируются идеи о психическом неравенстве «наций и племен», которым приписывается наследственная обусловленность их «пси-хического склада», «структуры характера», «модели культуры».

С момента появления расистских концепций прогрессивные ученые многих стран выступали с разоблачением их антинаучной сути. Было доказано, что «чистых» рас не существовало в приро-де, человеческая история--это история взаимодействия рас и культур. Ни одна цивилизация в мире не являлась продуктом деятельности какой-либо одной расы. Представители всех основ-ных рас сумели развить высокие культуры: монголоиды--в Ки-тае, Индокитае и Японии; американская ветвь--в Мексике и других районах Центральной и Южной Америки. Культура древ-них майя, инков, кечуа, ацтеков, сапотеков и других племен, на-селявших Американский континент, возникла в глубокой древ-ности и характеризовалась высокой степенью развития.. Дравиды--предста-вители австрало-негроидной расы--создали высокие цивилиза-ции в Индии. Племена, которые из-за природной изолированно-сти от других народов временно отстали в своем общественном развитии, быстро достигают общего уровня культуры при контак-тах с другими народами.

Антропологической наукой представлено много доказательств в пользу видового единства человечества, например тот факт, что все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Все человеческие расы связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих друг в друга.

Биологическое единство человечества подтверждается иден-тичностью строения жизненно важных органов у представителей разных рас, прежде всего по комплексу свойств, связанных с прямохождением и выполнением трудовых процессов.

Типичное для человека как прямоходящего существа положе-ние затылочного отверстия резко отличает его от всех антропо-морфных обезьян, а представители различных человеческих рас очень сходны по этому признаку. Близость отмечается и по ва-риациям мышц ноги, строению стопы и кисти.

Сходство и единство рас в строении мозга также являются аргументом в пользу биологического единства человечества. Раз-личия в массе мозга (емкость черепной коробки) людей разных территориальных групп не дают соответствия с расовыми грани-цами. Эти показатели в норме коррелируют не с расовыми осо-бенностями, а с общими размерами тела. Большая часть вариа-ций массы мозга у современного человека укладывается в пределы от 1150 до 1700 г у мужчин и от 1100 до 1500 г у женщин. Но и за пределами указанных границ масса мозга не может счи-таться патологической. Не отмечается расовых различий также в распределении и количестве извилин больших полушарий мозга.

Фактические данные, накопленные различными обществен-ными и естественными науками, которые изучают закономерности формирования рас и народов, показали полную несостоятель-ность расистских концепций. Все морфологические и физиологи-ческие особенности рас малосущественны для биологической эволюции и исторического развития человечества, поэтому со-циально-экономический и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем.

Все формы расовой дискриминации были осуждены в много-численных международных документах. В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В но-ябре 1973 г. XXVIII сессия ООН приняла международную про-грамму по борьбе против расизма и расовой дискриминации, раз-работанную на 1973--1983 гг. Согласно программе был создан международный фонд для оказания помощи народам, борющимся против расовой дискриминации и апартеида.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.