Рефераты. Проблемы социальной защиты населения в России






Ш реформирования пенсионной системы;

Ш упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

Ш соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гаран-тированных социальных обязательств;

Ш создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросове-стных производителей социальных товаров и услуг;

Ш воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в соци-альной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих про-блемой.

2. Роль социальной работы в защите населения

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра-боты и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой соци-альной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп на-селения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и со-циально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

Ш методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства созна-ния и деятельности, личностного подхода;

Ш организационные - планомерности, преемственности и последовательности в ра-боте с индивидуумом, группой;

Ш взаимодействия всех социальных институтов;

Ш контроля исполнения;

Ш содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толе-рантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

Функции социальной работы:

Ш нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

Ш медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуля-ционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинте-гративные.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - соци-альные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной ра-боте и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального об-служивания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населе-ния. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, фор-мируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Основные направления социальной работы:

Ш Социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);

Ш объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, мини-стерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия соци-ального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия со-циального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

Ш пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделе-ния в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также госу-дарственные и негосударственные пенсионные фонды;

Ш социально-бытового обслуживания;

Ш материальной помощи; социального обслуживания на дому;

Ш специализированного стационарного социального обслуживания;

Ш протезирования, ортезирования и протезостроения;

Ш технических средств реабилитации;

Ш специального транспортного обслуживания;

Ш медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

Ш медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;

Ш детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учрежде-ния;

Ш специальные профессиональные образовательные учреждения;

Ш поддержки семьи, женщин и детей;

Ш реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

Ш по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и ми-грантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регули-рующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регио-нам;

Ш по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветера-нов, семей с детьми, и т.п.;

Ш другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной от-расли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, ор-ганизационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приве-дены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инно-вационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в России» д.и.н., профессором Е.И. Холостовой [12].

По данным этого автора, за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных ус-луг.

Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовер-шеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.