Рефераты. Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи






Для большинства смыслом жизни и самоцелью стали деньги, а идеалом будущего - государство, в которой у людей много денег и много вещей. Объяснить такой взгляд на жизнь и общество в нынешней ситуации просто, но согласиться, что такое видение может быть идеалом российской истории, смыслом прогресса, конечно, нельзя.

Общественный нельзя выдумать, вывести в научных лабораториях и подарить обществу. Идеал общества сформируется в ходе его развития, исторического процесса, который есть результат действий свободной воли отдельных лиц и обществ, свободно избирающих руководящие ценности личной жизни и общественного развития и воплощающих их в своем творчестве. Выход из кризиса в решающей степени зависит от того, какая ценность будет преобладать верховенствовать в жизни общества и, следовательно, каким будет направление исторического процесса; как в зависимости от этого будут восприниматься и воплощаться остальные, в том числе индивидуальные, личные ценности.

4.Отказ от прежней государственной и общественной формы еще не дает гарантии правильного исторического выбора: каждая нация и каждый народ имеют свои особенности, которые, несмотря на общее направление в развитии человечества, предопределяют им свой и особый путь в истории. Молодежь делает исторический выбор. «Это выбор должен быть свободен, иначе это не выбор. Но даже если выбор свободен, надо помнить, что сама свобода не абсолютна. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей -- вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец», -- так считает социолог Кузнецов А.Г.

Каждый народ, каждое общество имеют свою систему ценностей, к которой они стремятся, которую «культивируют», и из которой вырастает их культура. Трагедия России состоит в том, что в основе жизни ее народа десятилетия лежали ценности ложные, которые провозглашались истинными и высшими. Прежний строй мыслился как широчайший набор всевозможных средств действия без истинно сущих целей культуры и моральных ограничений. Без ценностей, которым должны быть подчинены эти средства, а не верховенствовать над ними, не вытеснять, не подавлять и не заменять их. Это - Свобода, Справедливость, Солидарность, Гуманизм, Добро, Счастье, Личность, Народ, Нация. Это Культура, Наука, Искусство, Литература. Это Семья и Здоровье. Это Человек, Личность. Мало изменить внешние материальные и социальные условия жизни и развития, молодежи, надо изменить внутренний строй личности. Реформы должны произойти не над людьми, не вокруг них, а прежде всего в самих людях. Нельзя освободить человека извне более, чем он свободен изнутри. Там, где плохая личность, там и плохое общество.

5.Говоря об этическом факторе пореформенной динамики ценностных ориентаций в Китае, нельзя не сказать о том, что на протяжении вот уже нескольких тысячелетий система ценностей образуется под знаком борьбы противоположных учений даосизма и конфуцианства. Даоско -- буддийское учение проповедует пассивную, асоциальную созерцательность и естественность в подходах к жизни и природе. Наоборот, конфуцианско -- моистское выступает за активную, социальную позицию человека. «Оно провозглашает тезис о «непрерывном усилении», а также «достижении культуры и просветленности через твердость в созидании». Поэтому в «Книге перемен» говорится: «Небо поступает созидательно, а совершенный муж (правитель) занимается непрерывным самоусилением». И если конфуцианство проповедует ценности по преимуществу «янские», «мужские» добродетели, государственические, ставит государство и общество над человеком, подчиняет его интересы интересам общества, то даосизм, наоборот, будучи выражением «иньского», женского начала, настаивает на приоритете личности перед обществом и ставит интересы личности выше интересов общества в целом. Хотя подлинная гармония достигается в единстве этих двух начале, в сбалансированности интересов личности и общества, единичного человека и коллектива. Это происходит тогда, когда удовлетворение человека найдет способ реализовать себя в удовлетворении каждого, то есть в удовлетворении всего общества в целом.

Высшей духовной установкой общества, из которой произрастает вся система ценностей, ведущая человека к высотам самоопределения и саморазвития, является свобода. На постулате приоритета свободы как высшей ценности должна строиться вся иерархия. Но свобода часто оборачивается вседозволенностью и анархией.

Психологическое напряжение и атмосфера страха, рожденная ощущением грядущих социальных, экономических и экологических катастроф, резко снижают адаптационные возможности молодого человека, вызывают непродуктивные формы реакции на меняющуюся ситуацию, снижают уровень физического и психического здоровья молодого поколения. По сравнению с 1990 годом, общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась к 1995 году в 3,7 раза. В настоящее время этот контингент составляет почти 6,5 млн. человек (4,4% населения, в то время как допустимой нормой считается число больных, не превышающее 1%). В пограничном состоянии находятся еще 10 млн. человек, в большинстве своем -- дети и молодежь

6. Рационально -- смысловай аспект. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированное культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Противоречиво изменяется ценностное восприятие межпоколенческих отношений. Возрастает их стремление к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее Особую значимость в этой группе имеют проблемы, обусловленные духовно -- нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры. Результаты опросов студентов МГУ в 1990-1994 годах показали, что в оценке базовых нравственных ценностей молодежь существенно расходится с подавляющим большинством граждан.

Таким образом, студенчество как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, обладает структурной двойственностью, что сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи, а именно теоретико -- общеобразовательную идентификацию и практико -- специализационную интеграцию.

Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно -- исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа -- это духовно - гуманитарное знание.

А, с другой стороны, воспроизводство знания осуществляется вширь по горизонтали социально -- практической специализации, в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе эта свобода получает экономическое измерение. Другими словами, если традиционный человек социально идентифицируется в меру политической регламентации, то современный человек идентифицируется в меру экономического благосостояния. В соответствии с идеологическим соотношением политической и экономической доминант определяется баланс системы ценностных ориентаций как общества в целом, так и студенчества в целом. Ценностная сфера российского и китайского студенческой молодежи имеет как общие характеристики, так и особенности, зависящие от политического устройства, экономического благосостояния общества и уровня жизни населения, социально -- демографического состава населения, развитости социально -- культурных коммуникаций, историко -- культурных особенностей, сложившейся инфраструктуры социальных институтов, учреждений культуры, образования, просвещения, уровня финансирования, материально -- технического обеспечения, а также эффективности государственного управдения социально -- культурной сферой.

Определенной сложностью переходного периода обусловлен тот факт, что сфера ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны, социальными, экономическими, культурными запросами студенчества.

Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения студенчества к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил студенчества, и в этом смысле она является не только барометром настроений студенчества, но индикатором стабильности общества. От того насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов зависит не только эффективности социально -- культурного воспитания студенчества, поступательный характер образовательных процессов, но и динамика социально -- политических преобразований в стране. Необходимы существенные коррективы как в самой концепции, так и в механизме реализации государственной политики в области молодежной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Байер Ю.П. Медиакоммуникативные процессы в контексте теории П. Сорокина

о социокультурной динамике. (На примере современного искусства).

Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

СПб., 2001.

2. Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи.

Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Ставрополь, 2001.

3. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества. // Социологические

исследования. № 6. 2000. С. 39 -- 43

4. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. //

Социологические исследования. 2000, № 2. С. 56-64.

5. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокултурная динамика. №

12. М., 2000.

6. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период

социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические

исследования. 2000. № 12. С.96 -- 114

7. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь

современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в

будущее. Уфа., -1997

8. Духовные ценности советской молодежи / А.И. Шендрик, Т.Л. Голубева. М.,

1988

9. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации

и социально -- культурной интеграции. М, -- 1996.

10. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и

самоопределения. № 3. М., 2000. С. 124-- 129

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.