Рефераты. Подростковая занятость в России






Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никог-да не возвращаются.

Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стрем-ления к свободе, независимости.

Психологами разработаны типы детей с различными отклоне-ниями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешатель-ство социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоя-тельность и стойкость; другого нужно занять общественной рабо-той, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе.

Некоторые подростки не любят захваливания, некоторых не-обходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмо-ционально-холодных нужно развивать культуру общения.

В работе социального педагога встречаются подростки с быст-рой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.

Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.

На особенности психического развития ребенка, которые сле-дует знать социальному педагогу, обращал внимание в своих пси-хологических исследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14--17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организ-ме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Ре-акция на события в этом возрасте отличается от реакции взрос-лых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.

В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созре-ванием.

1.2. Методы перевоспитания трудных подростков.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический про-цесс перевоспитания. Что такое перевоспита-ние? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Перевоспитание -- это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться пер-спективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.

Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом стоит воп-рос: как изменить отношение ребенка к труду и спорту? Что мо-жет стимулировать его на положительную деятельность, как от-вернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?

Все эти вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап -- это процесс накопле-ния нравственно положительных качеств, поступков воспитанни-ка. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения.

Цель социального педагога в работе с трудными под-ростками состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспи-танник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Это подход к четвертому этапу перевоспитания -- процессу самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в кото-рый попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли ко-ординатора, направляя коллектив на перевоспитание своего то-варища. Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов, по-ставив перед воспитанником цель, быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании поло-жительного поведения подростка.

Далее в новой обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.

Здесь важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реаль-ности изменения своей жизни.

Учитывая, что в реабилитационном центре социальный педа-гог работает с группой, важно незамедлительное ее изучение. Не-обходимо знать все нюансы отношений всех воспитанников в груп-пе, степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как она строит свои отношения со средой?

Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,

И еще один путь перевоспитания трудных подростков -- это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов Социальная помощь детям. М., 1994. с. 86..

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы-ту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри-тической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потреб-ность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.

Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окруже-нием, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и не просто.

Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познако-миться с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагоги-ческой запущенности, а в дальнейшем стараться объединить пе-дагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом направления под-ростка к деятельности самосовершенствования.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж-дого воспитанника составляет психологическую карту. В этом осо-бенность работы социального педагога -- работа с личностью.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбу-димы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.

Работая в реабилитационном центре с подростками, соци-альный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.

Первое -- установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка -- это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реак-ции, планы на будущее. Третье -- установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации1.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выде-ляет несколько стадий в разговоре социального педагога с подро-стком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М., 1994. с. 124..

Глава II. Подростковая занятость в России.

2.1. Организация подростковой занятости.

Организация занятости подрост-ков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведом-ственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, обра-зовательных учреждений и органов управления образованием, орга-нов местного самоуправления, предприятий, общественных орга-низаций.

В настоящее время в России для обеспечения занятости подростков применяются специфические тех-нологии, как правило, базирующиеся на субсидированных формах занятости. Наибольшее распрост-ранение получила программа "Временная занятость несовер-шеннолетних граждан". О ее роли в обеспечении занятости подростков говорят следующие цифры: объемы трудоустроенных рамках данной программы подростков возросли с 814 тысяч в 1995 году до 1475 тысяч человек в 2002 году. Целью программы является приобщение подростков к труду и получение профессиональных навыков. Исследования показали, что подростки, занятые на рабочих местах в рамках данной программы, не сталкиваются с вышеупомянутыми вли-яниями. Подобные факты со всей очевидностью сви-детельствуют о необходимости развития социально ориентиро-ванной системы организации заня-тости подростков в рамках органов местного самоуправления, в том числе и при посредстве неправи-тельственных организаций (НПО).

При организации занятости в рамках данной программы особую роль приобретает реальное соци-альное партнерство. Чем лучше от-работаны механизмы взаимодей-ствия между органами местного самоуправления, службой занятос-ти, учебными заведениями, тем выше экономическая и социальная значимость программы для подро-стков, шире сфера приложения труда, более разнообразны пред-лагаемые им рабочие места. И в этом отношении очень интересны технологии взаимодействия всех заинтересованных структур в под-московных Люберцах. Центром, координирующим всю совместную деятельность, является Люберец-кий модельный центр занятости населения, объединяющий дея-тельность всех структур района по организации занятости и социаль-но - трудовой адаптации подрост-ков. Воедино здесь сведена дея-тельность администрации Любе-рецкого района, Комитетов по об-разованию и социальной защите, Комиссии по делам несовершен-нолетних, Кризисного центра, Центра семейного воспитания, приюта, Центра социально-трудо-вой адаптации подростков, Управ-ления внутренних дел, военного комиссариата, медицинских уч-реждений, школ, профессиональных училищ, газеты "Люберецкая правда, местного ради», работо-дателей, общественных организаций. Систематическая работа по Содействию занятости» молодежи с применением разнообразных форм и методов четкое распреде-ление обязанностей между различ-ными структурами, широкое привлечение к решении проблемы об-щественных организаций позволи-ли отработать механизмы социаль-ного партнерства по обеспечению занятости подростков и молодежи и успешно использовать ее в одно из самых больших районов области Это дало привлечь работода-телей к созданию большого количества рабочих мест для подростков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.