Рефераты. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска






Использование понятия социально-педагогическая поддержка позволяет учитывать взаимодействие юридических, социальных, педагогических, психологических и медицинских аспектов при определении способов предотвращения отклонений в поведении подростка.

Таким образом, правозащитная деятельность, направленная на обеспечение социально-педагогической поддержки детей с отклонениями в поведении представляет собой деятельность специалистов, служб, учреждений и организаций системы профилактики на микро-, мезо- и макроуровне социума с целью максимальной активизации всех имеющихся ресурсов, необходимых ребенку для решения проблемы восстановления, признания нарушенных или оспоренных прав, а также с целью недопущения их нарушения.

Социально-педагогический подход к правозащитной деятельности в сфере воспитательно-профилактических воздействий обеспечивает личностно-средовую ориентацию деятельности всех субъектов системы профилактики, направляя ее на оказание соответствующей социально-педагогической поддержки конкретному ребенку (группе детей) в конкретном микросоциуме.

Это в свою очередь предполагает перестройку содержания деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних на основе необходимой и адекватнойсоциальной и социально-педагогической помощи, направленной на предупреждение и коррекцию социальных отклонений, а также на оздоровление условий семейного и общественного воспитания детей.

2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН.

Одну из концептуальных основ модели составляют положения личностно-ориентированного подхода. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: идею развития личности, или личностной направленности воспитания, образования, принцип гума-низма, идею демократизации отношений как основы формирования демократической личности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип природосообразности обучения и воспитания; идею активи-зации и использования внутренних саморегулирующих меха-низмов развития личности.

Личностный подход ставит в центр модели развитие целостной совокупности качеств личности, мера развития которых провозглашается главным критерием качества работы социального педагога, воспитателя, учителя, специалиста учреждения системы защиты несовершеннолетних в целом.

Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признании подростка полноценной человеческой личностью, обладающей такими же, как и взрослый человек, качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Недостатки подростка не могут быть осно-ванием для отрицательной оценки его личности в целом, для неприятия ее, проявления неуважения к ней.

Исследователи выделяют типичные особенности личности подростка с отклоняющимся поведением: отставание психофизического развития от возрастной нормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка; отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовых нормах; лживость;. эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности, безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальных потребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показатели деятельности, слабая социальная активность.

Социально-педагогическая работа направлена на поддержку, помощь такой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированию человечного, гуманногоотношения развивающейся личности к окружающим людям, обществу, природе, миру.

Личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом ряда свобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу.

Личностно-ориентированный подход, как составляющая нашей модели правозащитной деятельности КДН, предлагает перестройку отношений к подростку со стороны всех субъектов социально-правовой работы в сфере профилактических воздействий.

Основой формирования отношений служит общение.

Общение - это способ установления отношений, это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются знаниями, умениями, навыками, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. А в правозащитной деятельности общение выступает как инструмент социально-правового взаимодействия, средство формирования социально-правовых отношений подростка в семье, школе, социуме.

Результаты социологического обследования показали, что:

1) большинство родителей {93%} использует метод убеж-дения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание;

2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин);

3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.

Аналогичные отношения имеются между школьными учителями и подростками (92, с.41-44).

Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками.

Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется:

· педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик";

· командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные;

· непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;

· подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе;

· нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость);

· монополией учителя и родителей на оценивание дея-тельности учащихся, негативизмом педагогических воздей-ствий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств);

· антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении под-ростков.

Ответными реакциями подростков являются; страх перед наказанием, тревожность, депрессия, слепая исполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальная пассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство, сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие таких качеств личности, как честность, совесть, стыд.

Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки - 14%) ха-рактеризуется:

· существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы;

· подменой взрослыми функций подростков в их обще-ственных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.

Как ответные реакции у подростков появляются:

- иждивенчество, эгоизм потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительное отношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, заторможенность взросления . подростков, инфантильность; отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитие важнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы, общественной активности.

Индивидуальный подход как составляющая личностного подхода включает и принцип природосообразности воспитательно-профилактических воздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций, профилактической, образовательной системы.

Практика показала, что особенно остро стоит вопрос при применении профилактических, правоприменительных воздействий на несовершеннолетних с аномалиями психики. Существуют психические аномалии, не исключающие вменяемости лица. К ним относятся различные пограничные формы заболеваний, расстройства психической деятельности. Профилактика правонарушений несовершеннолетних с гзтол': :;ей психики занимает особое место. Задача этого направления состоит в том, чтобы предупредить перерастание поведения лиц с_ психическими аномалиями из антиобщественного в преступное. Важно определить роль и степень влияния психического расстройства на преступное поведение, в том числе мотивацию, что требует глубоких и серьезных исследований.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогически целесообразного сочетания гуманноличностного стиля отношений к подростку с отклоняющимся поведением с применением тормозящих приемов.

Гуманно-личностный стиль включает:

· внимание к подростку как к личности, индивидуаль-ности, личностное равенство педагога с подростком, ува-жение прав подростка;

· исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка;

· понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи;

· обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.

Тормозящие приемы рекомендуется применять лишь после соответствующей серии приемов личностного подхода, после того, как воспитатель убедится, что он не находит поддержки внутренних сил личности. Принуждение, наказание должны быть обязательно поняты подростком и должны учить, в противном случае они вызовут только ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. Методы отрицательного стимулирования не должны задевать личное достоинство, унижать личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.