1
СОДЕРЖАНИЕ.
стр.
Введение
2
1.
Задачи статистики.
3
2.
Организация государственной статистики в России.
5
3.
Требования, предъявляемые к собираемым данным. Формы, виды и способы статистического наблюдения.
7
4.
Подготовка статистического наблюдения.
14
5.
Ошибки статистического наблюдения. Методы контроля статистического наблюдения.
15
Заключение
18
Литература.
19
Основные задачи и принципы
организации государственной статистики в Российской Федерации.
Введение.
Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.
Статистика - это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.
Задачей статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.
В работе рассматриваются основные принципы организации государственной статистики в Российской Федерации, дается понятие о статистической наблюдении, этапы его проведения, организационные формы, виды и способы статистического наблюдения, определяется точность наблюдений.
Одной из важнейших задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.
Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформиро-вание российской статистики.
В настоящее время выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требова-ниями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразо-ваниям в стране, создание общеметодологических и организаци-онных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее пол-но отвечающая запросам рынка и соответствующая междуна-родной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статисти-ческой отчетности были существенно пересмотрены и обнов-лен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистичес-кой системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике ме-тодологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирова-ние статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на систем-ный принцип реформирования статистики и адаптации ее к ры-ночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов госу-дарственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершен-ствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показате-лей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.
Крайне актуальными для второго этапа являются разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно ха-рактеризующих экономику переходного периода, рыночные от-ношения, дальнейшее совершенствование организации статис-тического наблюдения, в том числе регистрового метода, клас-сификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.
В соответствии с требованиями развития рыночной эконо-мики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России, предусматривающей решение ряда задач по программной и тех-нической совместимости различных автоматизированных сис-тем на федеральном и региональном уровнях. Предстоит со-здать информационно-телекоммуникационную статистику (ИТСС) на базе информационно-вычислительной сети, в ос-нове которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС), позволяющих перейти к новым информационным возможностям компьютеризации статистики.
Успешному решению стоящих перед статистикой задач по информационному обеспечению общества и органов управления будет способствовать принятие Закона о статистической деятель-ности, который послужит правовой основой работы органов государственной статистики.
В основу организации статистической работы в России положены сле-дующие принципы:
централизованное руководство статистикой;
единые организационное строение и методология;
неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правитель-ства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государствен-ного комитета Российской Федерации по статистике (Госком-стат России), который является федеральным органом испол-нительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
В соответствии с государственным устройством и админист-ративно-территориальными образованиями Российской федера-ции создана единая система государственной статистики, кото-рая проводит работу по единым плану и методологии. Методо-логия статистических показателей, формы, методы сбора и обра-ботки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрыв-ную связь с органами государственного управления.
Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по Статистике. Ру-ководящим организационным и методологическим центром яв-ляется Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой на-учной методологии. При Председателе Госкомстата России дей-ствует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.
Страницы: 1, 2, 3